Лекция, 10 февраля 2013, 12:30

Черный и белый квадраты в живописи, музыке и поэзии

бесплатно
Описание встречи

Философы древней Греции называли черный и белый в числе главных цветов: Эмпедокл утверждал, что вселенная состоит из: воды (черный), воздуха (белый), огня (красный), и земли (желтый, охра). Аристотель выделял 3 основных цвета: белый, желтый и черный.

Можно говорить о том, что именно черный и белый квадраты — важнейшие абстракции классической европейской мысли. Об этом писал и Казимир Малевич, добавляя в эту схему еще и религиозный смысл. Футурист Василиск-Гнедов публикует в 1913 году «Смерть искусства» последняя часть которой — «Поэма Конца» — представляет собой заглавие и следующий за ней чистый лист. В 1960 годах традицию создания пустотных текстов продолжили Всеволод Некрасов, Геннадий Айги, Ры Никонова и др.

В «Супрематическом зеркале» в качестве цели всех видов человеческой деятельности называется «познание Нуля», а в стихотворении середины 1920-х годов провозглашается: «цель музыки / молчание». Достижение этого идеала обычно связывается с именем американского композитора Джона Кейджа, автора пьесы «4′33″» . По задумке автора, во время исполнения сочинения участники ансамбля не извлекают звуков из своих инструментов, а содержанием каждого из трех фрагментов являются те звуки окружающей среды, которые будут услышаны во время «прослушивания» композиции.

Таким образом, в первой половине ХХ века все основные искусства вплотную приближаются к Нулю, первым реальным воплощением чего стали квадраты и другие супрематические произведения Казимира Малевича.

В рамках конференции «Мифы и теории в искусстве России в 1970—2012 годах».

Посетили
Показать Всех
Смотрите также