Лекция, 8 сентября 2013, 17:00

Пространство, место, атмосфера: периферийное зрение и эмоции в опыте восприятия архитектуры

бесплатно
Пространство, место, атмосфера: периферийное зрение и эмоции в опыте восприятия архитектуры
Описание встречи

Архитектура обычно понимается в терминах пространства, формы и структуры, как если бы ее восприятие сводилось к тому, что мы получаем в фокусе внимания. При таком подходе остается незамеченным периферийное зрение и восприятие атмосферы. Между тем, мы обладаем удивительной способностью моментально и неосознанно схватить общую атмосферу ландшафта, города, места или пространства. Даже у континентов или географических зон есть узнаваемая атмосфера.

Сфокусированное зрение делает нас внешними наблюдателями, тогда как периферийное восприятие характерно для «своих», включенных в среду, а не для наблюдателей. Оно имеет решающее значение в понимании нашего существования в мире и чувства причастности к «плоти мира», если воспользоваться термином Мориса Мерло-Понти. Восприятие атмосферы можно назвать «шестым чувством».

Творческое сознание стремится избегать точности, когда мы постигаем эмоциональную сущность вещей прежде, чем обращаемся к смыслу деталей; в художественной сфере мы нередко чувствуем общий эмоциональный тон, даже не «понимая» частей, составляющих произведение. Общая атмосфера — это объединяющая характеристика архитектуры, и есть архитекторы и художники, творения которых основываются в своем воздействии на всеобъемлющей среде и тактильности в большей степени, нежели на точных и сфокусированных формальных качествах. Для такой «атмосферной» архитектуры характерно обостренное чувство материальности, текстуры, ритма, цвета и освещенности.

В рамках проекта «Европейский: выход в город».

Посетили
Показать Всех
Смотрите также