Лекция, 17 октября 2013, 15:00

Археология масонского взгляда: «Последний день Помпеи» Карла Брюллова

бесплатно
Описание встречи

Автор исходит из предположения о том, что наибольшие загадки таят те произведения искусства, мимо которых зритель в музее проходит поспешно, полагая, что о них уже все известно. Одним из таких знаменитых, но неоднозначных памятников является картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи».

Созданная в эпоху расцвета русского романтизма, картина отразила и отзвук кантовско-шиллеровского рассуждения о «возвышенном» (превосходящем силы и масштаб человека), и традиционный интерес к античности. После того, как раскопки Помпей открыли множество эротических артефактов, древняя катастрофа стала рассматриваться как Божья кара и сопоставляться с разрушением греховного Содома. В России свежи были воспоминания об Отечественной войне 1812 года, интерпретированной как «суд Божий на ледяных полях». Эти и подобные провиденциальные настроения питали эзотерическую традицию, прикосновенность скрытому знанию, к которой имело прямое отношение семейство Брюлловых (и отец, и братья Карл и Александр входили в масонские ложи). В лекции излагается и обосновывается трактовка картины «Помпея» как масонской аллегории «Разрушение града нечестивого», разъясняется тайный «масонский смысл» ряда деталей, которые посвященными могли пониматься как мистические символы. Такое прочтение обогащает наше знание духовной атмосферы эпохи и позволяет расширить панораму «визуальных режимов и практик» европейского романтизма.

Регистрация: +7 (812) 347-87-05, virtualrm@rusmuseum.ru, в письме указать ФИО, возраст и место учебы/работы.

Пройдет онлайн-трансляция. Во время лекции слушатели смогут задать вопросы по скайпу npvrmuseum.

Посетили
Показать Всех
Смотрите также