Встреча, 5 ноября 2013, 19:30

Презентация проекта «Лир репетирует смерть». Последняя премьера Театра имени Йозефа Бойса в Москве

бесплатно
Описание встречи

Презентация последней премьеры Театра им. Йозефа Бойса в Москве. Документальный проект «Лир репетирует смерть». Встреча с авторами проекта. Спектакль о человеке, который ставит спектакль про свою жизнь и который думает, что он — король Лир. 82-летний актер Виктор Евсеевич Ротин живет в Доме ветеранов сцены и считает, что они с шекспировским героем Лиром — духовные братья, мистические двойники. Виктор Евсеевич — тоже богат, тоже «король», тоже делит наследство с пристрастием, тоже склонен изгонять в припадке «старческого бзыка» своих Корделий, тоже был предан родными детьми. Наконец, «богач надменный» в свое время и «на место бедных» вставал — когда сидел три года в тюрьме в советские времена. Сейчас у Виктора Евсеевича две мечты: сыграть Лира и проучить вероломных потомков. На наших глазах он пытается реализовать оба заветных плана. Сперва подбивает соседей по Дому ветеранов репетировать Лира — гневается, объясняет значение конкретных сцен, корректирует актерское существование, не верит. А потом едет на поезде в Калининградскую область, в родительский дом, на семейное кладбище, чтобы приготовить там страшный и поучительный сюрприз для своих детей. В процессе выясняется, что Виктор Евсеевич похож на короля Лира гораздо больше, чем кажется даже ему самому. Сначала Георг Жено хотел сделать спектакль, в котором фрагменты из «Короля Лира» пересекались бы с задокументированными фрагментами речи пожилых актеров — чтобы возникла тонкая перекличка между биографией старика, которого выдумал Шекспир, и невыдуманными биографиями современных стариков с театральным прошлым. Георг Жено вместе с драматургом Любовью Мульменко отправились по подмосковным домам престарелых на поиски героев. И, как это часто бывает, реальность настояла на альтернативном способе подачи материала. История вышла из-под контроля и повела за собой. В Доме ветеранов сцены авторы встретили своего героя, и эта встреча заставила их пересмотреть изначальную концепцию. Герой — очень обеспеченный «ветеран сцены», все знают, что у старика состояние: о нем сплетничают, но с ним считаются. Герой нашел немало параллелей и разработал целую доказательную базу, почему он — Лир. Вот, например: он насмерть рассорился со своими детьми. Дети его ненавидят, сын пишет письма с финалом: «скорее бы ты сдох, старый пидор», а герой, в свою очередь, уверен, что наследники его предали и обокрали. Алчные беспринципные дети соглашаются навестить отца в день его рождения строго за деньги. Герой оправдывает себя, оправдывает Лира. Точнее сказать, герой, оправдывая Лира, оправдывает себя. И обоим страшно сочувствует. Драматургически осмыслив свою жизнь, герой ежеминутно существует как бы в режиме сочинения мемуаров. Он даже придумал для себя и для своих нерадивых отпрысков изощренный назидательный финал и начал готовить реквизит для этой заключительной сцены. Сцена должна быть эффектной. По-шекспировски драматичной и масштабной. Но все это потом, а пока — он у себя в комнате. В Доме ветеранов сцены. В логике и быте Дома ветеранов сцены. Вынашивает планы, репетирует Шекспира. Журит актеров. После спектакля состоится обсуждение.

Посетили
Показать Всех
Смотрите также