Лекция, 7 ноября 2013, 19:30

Что такое хорошо? В искусстве

бесплатно
Что такое хорошо? В искусстве
Описание встречи

Иконы современного искусства «Черный квадрат» Казимира Малевича и «Фонтан» Марселя Дюшана, как и все хорошие произведения искусства, поднимают вопрос о сути самого искусства. Что им является, а что — нет? Каковы критерии качества? Удивительно, но эта проблематика в художественной среде практически не обсуждается.

Два важнейших количественных показателя — это цена, которой работа художника достигает на международных аукционах, и место в рейтингах, которые при помощи различных алгоритмов пытаются отразить уровень известности художника. Еще один критерий — это успех у публики. Однако все эти факторы имеют относительный характер. Рейтинги являются инструментом измерения внимания, которым художник пользуется в художественной среде. Что же касается популярности у зрителей, то, как известно, наибольшее количество публики стекается на классические выставки, чем и пользуются многие известные музеи. Таким образом, уровень внимания является результатом хорошо проведенного маркетинга. Мы наблюдаем, что в целом в системе современного искусства успешные маркетинговые стратегии становятся более продуктивными, чем кураторская составляющая. Сомнительные с художественной точки зрения фигуры талантливо продвигают себя и пользуются при этом признанием художественных институций.

Названные выше критерии в гораздо большей степени выводят оценку произведения искусства за рамки самого искусства, чем это было раньше. Решение о качестве той или иной работы принимают не столько члены художественного сообщества, сколько рынок. К такой ситуации привели несколько причин: помимо упомянутых выше психологических моментов особенно важную роль играет монетизация всех сфер современной социально-политической системы, общая тенденция к количественной оценке всех явлений жизни в ущерб ориентированному на содержание дискурсу.

В своей лекции Ойген Блуме представит свои соображения о качественном искусстве на примере выставки «Конец XX века. Будет еще лучше. Диалог с коллекцией Маркса», которая открылась в сентябре этого года в Музее современности Хамбургер Банхоф, (Берлин) и куратором которой является Ойген Блуме. Экспозиция исследует силовое поле между прошлым, в которое уже успел превратиться ХХ век, и будущим, пути которого ведут из сегодняшнего дня. Объединяющая работы нескольких десятков художников, среди которых есть и классики ХХ века (Анзельм Кифер, Роберт Раушенберг, Энди Уорхол, Йозеф Бойс, Сай Твомбли), и молодые художники (например, Агнес Мейер-Брандис, Ольга Чернышова, Сара Баркер), выставка с неожиданным оптимизмом отвечает на вопрос о будущем искусства, имеющем непосредственное отношение к его качеству.

Преподаватели
Посетили
Показать Всех
Смотрите также