Лекция, 30 ноября 2013, 17:00

Выгода и смысл: зачем бизнесу философия

бесплатно
Описание встречи

Весь современный мир несет на себе печать преобразующей деятельности бизнеса. Без него остановится вся машина социальной жизни. Но как связаны между собой человеческое целеполагание и сложные, часто не зависящие от воли отдельных людей и даже больших групп процессы? Это вопрос о смысле, то есть философский. С легкой руки Макса Вебера современную систему капиталистического хозяйствования стали сравнивать с железной клеткой. В эту клетку попадают те, кто не сам ставит себе цели, но гонится за прибылью, подчиняясь логике рациональной организации и конкуренции. Вебер доказывал, что эта система сложилась не потому, что в основании ее лежал вульгарно понятый эгоизм, но как один из возможных ответов на более фундаментальный для человека вопрос о спасении. В античности главным вопросом был вопрос о счастье. Хозяйствование, как считалось, не может быть правильным путем к счастью. В средние века главным был вопрос о спасении. Интерес к прибыли мог только помешать к спасению. При переходе к новому времени попытались успех в бизнесе интерпретировать как знак того, что человек спасен для вечной жизни. В новое время решили, что человеку достаточно «презренной пользы», а чуть позже оказалось, что такой человек «сидит в железной клетке». Ссылками на пользу здесь не поможешь. Философия должна заново ответить на вопрос о смысле бизнеса. Прежде всего, бизнес — это один из устойчивых видов человеческого существования и создания условий для существования людей-среди-людей. Отношение к другому человеку вообще может принимать разные формы: от вынужденного одиночества до братской любви или тяжелого конфликта. Создание человеческих сообществ, имеющих общую цель, является не только результатом деятельности бизнеса, но и смыслом. Бизнес производит удовлетворение, то есть решает за человека часть важных жизненных задач. Он перенимает на себя определение или переопределение для огромного количества людей смысла их жизни. В обществе риска бизнес производит зоны доверия, относительной безопасности. В мире иррационального и непредсказуемого он старается выгородить области рационального и надежного (что покупается, в свою очередь борьбой и вытеснением опасного на периферию или за границы организаций). Наконец, бизнес создает мир долговечных объектов. Бизнес — это вложение усилий в то, что теоретически может пережить создателя, это продление жизни за горизонт ее временного существования. Смысл имеет не то, что умрет раньше меня, но то, что может меня пережить. Выгода не уходит на задний план в таком случае, но она снова из цели превращается в условие, необходимое условие достижения важнейшей цели.

Посетили
Показать Всех
Смотрите также