Лекция, 5 февраля 2014, 19:30

Старые мастера и «игры со зрителем»: оптические эффекты и спрятанные смыслы

250 ₽
Описание встречи

Лекция входит в цикл «Смотреть и видеть: искусство как способ взгляда эпохи на фоне ее социальных практик».

Что общего между картографией Нового времени, работами таких художников, как Ханс Гольбейн, Арчимбольдо, Пираджинамино или Андреа Поццо, и современной «живописью на асфальте»?

Использование весьма экстравагантных оптических эффектов для старых мастеров было средством управления внимания, позволяющего выстроить очень сложные иерархии смыслов в сознании зрителей.

Художники, иногда интуитивно, но гораздо чаще осознанно, представляли, как работает внимание и восприятие, и точно использовали это весьма специфичное знание, — так что в этом им вполне могли бы позавидовать нынешние дизайнеры, занятые в рекламе.

Анаморфоза — принцип конструирования изображения, который был хорошо известен художникам еще на заре Возрождения. При анаморфозе истинное изображение видно только с определенной точки зрения. Интересно, что при использовании анаморфозы работали люди с двух сторон: художник и зритель, видевший изображения и в искаженном варианте и тогда, когда оно приобретало свое истинное «лицо».

Картина становилась чем-то вроде короткой пьесы, в которой несколько пластов смыслов. Ведущий попробует проследить, как и зачем авторы «кодируют» свое послание и как зритель, пройдя определенный путь, подбирает нужный «шифр».

Посетили
Показать Всех
Смотрите также