Лекция, 20 декабря 2015, 15:00

Форум «Культура Мастерства»

бесплатно
Форум "Культура Мастерства"
Описание встречи

Анна НЕКРЫЛОВА, филолог, фольклорист, театровед, театральный критик.

Глубинный смысл и мифология ремесла.

Ремесла и промыслы во всех культурах издревле воспринимались как важнейшие занятия, дарованные человеку высшим божеством (высшими силами). Люди, профессионально занимающиеся ручным производством изделий, употребляемых в традиционном быту и хозяйстве, наделялись магическими знаниями и силой, а сами ремесла обрастали мифологией. Гончары, кузнецы, плотники, печники, мельники, ткачи, пряхи в разных жанрах традиционного искусства выступали как культурные герои, создатели и устроители мира. У каждой подобной профессии имелись свои небесные покровители, свои легендарные личности. Часть подобных представлений сохраняется до сих пор, отражаясь в языке (лексика, пословицы и поговорки), в быличках и суевериях, в популярных и сегодня сказках и преданиях, в ритуалах, непременно соблюдаемых в рамках того или иного ремесла.

Антон СТЕФАНОВСКИЙ, Резчик по дереву, член союза художников.

Культ и культура мастерства. Тезисный доклад.

Культ мастерства. Мастерство, как социальный феномен. История мастерового культа. Мастерство сегодня. Культура мастеровой традиции. Идея мастерства и производство. Нужна ли культура быта в мастерской. Культура взаимоотношений в мастерской. «Превосходи себя в каждом действии, в каждый миг, отведенный тебе…» Мастеровая школа докладчика. Особенности, сходства и отличия от традиционной.

Наталья МИРЯСОВА, философ.

Терапия творчеством. Как это работает?

Попытка понять и объяснить целительную силу творчества является предметом исследований в области философии медицинского знания и оказывает серьезное влияние на развитие медицины и науки в целом. В конце ХХ века в медицинской практике появляется такое понятие, как арт-терапия — лечение, основанное на занятии творчеством. В начале своего становления область арт-терапии ограничивалась диагностическим и терапевтическим планом. В настоящее время область применения терапии творчеством сильно расширилась — она приобрела статус гуманитарной деятельности, направленной на гармонизацию и развитие личности. Несмотря на использование методов арт-терапии в медицине и образовании, до сих пор нет общепринятой теории объясняющей целительное действие арт-терапии. С чем связаны сложности объяснения целительного воздействия творчества, и каковы возможные пути решения этого вопроса мы обсудим в рамках этого доклада.

Александр РУНОВ, арт-терапевт, психолог.

Занятия арт-терапией для отцов и детей в столярной мастерской.

Последние несколько лет происходит качественное изменение в представлении людей о возможных семейных сценариях и в том, как эти сценарии воплощаются в жизнь. Меняется дистанция между членами семьи, иногда родители могут чаще бывать дома, физически находясь ближе друг к другу и к ребенку. Также меняется и специфика этого совместного нахождения близко: физический контакт может сочетаться с отстраненностью, погруженностью во внешний медийный мир. Параллельно с этим в культуре трансформируется образ «хорошей» семьи, представление о ролях, формируются новые потребности и стандарты. Именно в это время появляется необходимость в осмыслении и понимании всего того, что происходит в каждой конкретной семье, в выработке собственного отношения к новым моделям, новым ролевым наборам. Все эти изменения, конечно же, коснулись поведенческой модели мужчины и роли отца в современной семье. В 2013 — 2015 годах студией арт-терапии САМО проводились групповые занятия для мужчин и их детей. Изначально в работе использовались классические арт-терапевтические медиа, позже встречи группы были перенесены в столярную мастерскую и направлены на совместную работу отцов и детей с деревом. Именно формат работы в мастерской позволил наиболее рельефно увидеть возможности прямой передачи ценностных и поведенческих установок в детско-родительской паре, также как и несоответствие декларируемого, ожидаемого и реального в роли отца.

Кузнец Иван ЖДАНОВ Кузнечное ремесло и современный художественный металл.

Иннокентий ЛЮДЕВИГ, фольклорист, медиахудожник.

Роль медиа в сохранении и публикации традиций. Влияние на зрителя.

XX век принес человечеству магию кино и мощный инструмент влияния на жизнь человека — медиа. И если его появление ознаменовало эпоху манипуляции сознанием потребителя и разрушение индивидуальности, то к настоящему моменту инструменты медиа позволяют созидать. Синтез подвижной картинки и звука как мощный инструмент в диалоге с обществом.

Посетили
Показать Всех
Смотрите также