Лекция, 23 января, 15:00

Школа научной журналистики

40 000 ₽
Школа научной журналистики
Описание встречи

23 января 2016 года на базе нашего центра начинает свой новый сезон Школа научной журналистики.

Зачем все это делается

Наука, занятая разгадыванием тайн бытия, умеет сохранить лицо и чувство человеческого достоинства во времена любых кризисов. Наука безразлична к политике, честна и захватывающе интересна. Именно наука в конечном счете обеспечивает будущее нашей цивилизации. Наука заслуживает того, чтобы о ней кто-то рассказывал — талантливо, умно и понятно. Проблема в том, что, обеспечив себя птичьим языком профессии, наука не позаботилась о воспитании своих популяризаторов. А потому хороших журналистов, умеющих рассказывать о новых научных достижениях куда меньше, чем хороших ученых, этих достижения обеспечивающих. Тем не менее запрос на таких людей огромен. Читатели хотят знать о том, что делается за стенами институтов, в сакральном полумраке лабораторий и на далеких космических станциях. Мы предлагаем вам стать теми, кто сможет рассказать о науке всем желающим услышать.

Кто мы такие

Преподаватели Школы научной журналистики сами пишут о науке и заведуют научными отделами различных медиа-проектов. Мы много лет сталкиваемся с научной и профессиональной неграмотностью студентов-журналистов, приходящих на практику в серьезные СМИ. Мы хотим подготовить специалистов, которые в будущем могли бы работать в наших изданиях. Более того, мы хотим подготовить специалистов, которые могли бы самостоятельно разрабатывать и воплощать принципиально новые медийные проекты, посвященные науке и не только. Мы — опытные журналисты. Мы знаем и любим нашу профессию. Мы верим в будущее российской журналистики. Нам есть, что вам сказать.

Что вы получите

Программа Школы научной журналистики составлена так, чтобы каждый ее выпускник мог профессионально делать следующие вещи:

Владеть искусством складывания слов друг с другом. Мы обещаем научить ярко и интересно писать даже тех, кто никогда прежде этим не занимался.

Писать в любом жанре от новости до репортажа и аналитической статьи.

Редактировать свои и чужие тексты, четко понимать, чем плохой текст отличается от хорошего, и как сделать текст лучше.

Разбираться в том, как устроена современная наука в России и за рубежом, в каких областях происходят наиболее интересные события научной жизни, что востребовано и как все это работает.

Понимать основные тренды мировой журналистики, знать, как и в каких жанрах можно вообще говорить о науке и не только.

Уметь с нуля разрабатывать и создавать принципиально новые медийные проекты, то есть владеть навыками медиа-менеджмента и креативных стратегий.

Применять все перечисленные навыки к разным сферам журналистики.

Кому и зачем это нужно

Мы не обещаем, что каждый выпускник нашей Школы немедленно станет главным редактором крупного СМИ. В конечном счете все зависит от вас самих. Однако мы обещаем, что каждый выпускник нашей Школы получит необходимые ему навыки:

Журналисты — смогут освоить новую тематическую область. Это увеличивает их привлекательность на рынке труда, ведь журналистов, умеющих писать о науке, не так уж много

Те, кто хочет стать журналистом, — получат базовые знания и навыки. Ведь занятия на ШНЖ ведут профессионалы-практики, которых не на каждом журфаке найдешь

Те, кто хочет заниматься наукой, — освоят дополнительную специальность. Помимо научной деятельности вы сможете писать научно-популярные статьи, новости, материалы на сайт и т.д.

Те, кто хочет заниматься только наукой и не интересуется журналистикой, — получат навыки популяризации науки, необходимые для чтения лекций и писания научно-популярных текстов.

В каком формате проходят занятия

Мы ориентированы прежде всего на обучение практическим навыкам. Поэтому теоретиков, занудно рассказывающих об отличии новости от репортажа, у нас не будет. Мы стараемся сделать наши занятия увлекательными, живыми и интересными. Форматы у нас такие:

Лекции и семинары на тему журналистики и популяризации науки

Встречи с учеными и журналистами разных СМИ

Выполнение и разбор практических заданий

Подготовка материалов для публикаций (наиболее удачные тексты будут немедленно опубликованы).

Что требуется от вас

Работа, работа и еще раз работа! Научиться журналистике, слушая лекции, нельзя! Поэтому наш идеальный студент должен быть готов к следующему:

К любым экспериментам над собой и окружающими: интервью с глазу на глаз, по телефону и в толпе, социологические опросы на улицах, общение с совершенно незнакомыми людьми в любых условиях.

За две недели написать большой и серьезный репортаж, поговорив как минимум с 10 ньюсмейкерами.

Быстро и четко анализировать информационное пространство избранной темы.

Очень много писать и вообще работать!

Помните, что зачеты в Школе научной журналистике ставятся только за реальные журналистские работы, готовые к публикации!

Что у нас уже получилось

Школа научной журналистики существует уже четвертый год. Только в прошлом году выпускники ШНЖ опубликовали около 20 научно-популярных статей в журналах «Химия и жизнь» и «Русский репортер». Некоторыми нашими достижениями стоит похвастаться особо.

Статья «Луркморье как искусство» (http://www.rusrep.ru/article/2015/07/09/lurkomore-kak-iskusstvo/) — один из опубликованных текстов лингвиста Альфии Максутовой, которая после окончания Школы научной журналистики была принята в штат отдела науки журнала «Русский репортер»

Статья «Добрый доктор Ай-Ти-болит» (http://hij.ru/read/issues/2015/july/5514/), опубликованная в журнале «Химия и жизнь». Статья посвящена проблема Ай-ти медицины, ее настоящему и будущему.

Статья «10 животных, которые перевернули науку» (http://www.rusrep.ru/article/10jivotnih/) была посвящена самым известным экспериментальным животным: собаке Павлова, быку Дельгадо, обезьяне Ладыгиной-Котс, лягушке Сеченова и др. Этот текст занял первое место во всероссийском конкурсе на лучшую журналистскую публикацию по истории науки. Победа особенно приятна тем, что, во-первых, мы играли на «чужом поле» — конкурс проводился Сибирским отделением РАН, а, во-вторых, — мы победили не в студенческом соревновании, а конкурсе для профессиональных авторов;

Проект «Нано-24» (http://www.rusrep.ru/article/2013/03/13/nano/), в котором учащиеся Школы научной журналистики очень активно участвовали. Тут тоже не обошлось без наград. Проект занял сразу два призовых места на всероссийском конкурсе «Инновации глазами журналистов», проводимом РВК. При этом в номинации «Лучшее федеральное печатное СМИ, освещающее инновационную деятельность», мы заняли 1-е место, опередив «Российскую бизнес-газету», «Бизнес-журнал» и даже «Науку и жизнь».

Многочисленные мини-интервью с российскими и зарубежными учеными. Предмет особой гордости — комментарий Масанори Ниими, ученого из Токио, который стал одним из лауреатов Игнобелевской премии в области медицины (http://www.rusrep.ru/article/2013/09/18/opera/). Нам удалось получить от него комментарий прямо в день присуждения премии.

Интервью с профессором МГППУ Катериной Поливановой «Что не так в нашей школе» (http://www.rusrep.ru/article/2012/11/27/scool/). Этот материал спровоцировал массу откликов и споров.

Статья «10 главных игр, в которые математики играют с нашим умом и совестью» (http://www.rusrep.ru/article/2013/07/17/igry/). Это про ситуации на стыке теории игр и психологии: «Дилемма заключенного»: стучать или молчать? «Парадокс блондинки»: как нобелевский лауреат Джон Нэш учил ухаживать за девушками, «Ультиматум»: сколько вы готовы заплатить за справедливость? Проблема вагонетки»: можно ли из гуманизма убить человека, «Марьяж»: Нобелевка за правильную организацию женитьбы и так далее.

Что говорят участники

А теперь предоставим слово студентке журфака МГУ Василисе Бабицкой, которая за время учебы на ШНЖ стала стажером «Русского репортера» и сотрудником портала «Полит.ру»: «Школа научной журналистики — это образовательная площадка преимущественно для молодых ученых и просто любознательных людей, которые хотят рассказывать как о собственных исследованиях, так и о работе других ученых на языке, понятном и профессору университета, и соседу по лестничной клетке. Здесь можно не только научиться интересно писать о сложных вещах, но и реализовать собственные проекты вместе с единомышленниками. Назвать учебой в привычном понимании этого слова лекции ШНЖ достаточно сложно, потому что каждое занятие — это часть творческого процесса, нечто яркое и запоминающееся. Здесь и тренинги, и мозговые штурмы, и дискуссии, и работа в редакции, и даже небольшой театр. Школа научной журналистики для многих стала взлетной полосой: кто-то успешно работает научным корреспондентом и сотрудничает с различными изданиями, в том числе — с “Русским репортером”, кто-то открыл для себя новую область знаний, а некоторые студенты реализуют собственные проекты с единомышленниками — однокурсниками по ШНЖ».

Чему будем учиться

Вот основные курсы учебной программы:

Научная журналистика. Жанры: новость, интервью, репортаж, аналитическая статья

Тренды современной науки

Тренды российской и мировой научной журналистики

Литературное редактирование

Как создавать новый журнал

Кто у нас преподает

Для изучения каждой темы мы стараемся подбирать ведущего специалиста именно в этой области. Костяк преподавателей сейчас состоит из следующих журналистов:

Илья Ферапонтов, журналист РИА «Новости» (http://ria.ru/authors/pheraphontov/)

Ольга Андреева, спецкорреспондент отдела репортажа РР, кандидат философских наук, лауреат премии «Искра», автор курса «Прикладная филология», директор Школы научной журналистики (http://www.rusrep.ru/authors/andreeva/);

Андрей Константинов, редактор отдела науки «РР», лауреат нескольких престижных премий в области научной журналистики, автор курса «Тренды современной науки» (http://www.rusrep.ru/authors/konstantinov/);

Татьяна Пичугина, научный журналист, шеф-редактор STRF.ru, начинала работу в редакции журнала «Химия и жизнь» и агентства научных новостей «Информнауки». Работала на телеканале «Рамблер» в проекте «Полярное кольцо», в журнале «Ломоносов» и «Вокруг света». Ведет блог «Научная журналистика: гранты, стажировки, конкурсы» (http://sciencewriter.livejournal.com/); автор курса «Тренды современной научной журналистики»;

Дмитрий Михайлин, работал заместителем генерального директора «Российской газеты», директором журнала «Фома», издателем журнала «Русский Репортер». В качестве медиа-консультанта запустил и перезапустил десятки СМИ в различных регионах России. Один из самых эффективных в России медиа-менеджеров. В настоящее время — редакционный директор проекта «Большая Земля».

Виталий Лейбин, главный редактор журнала «Русский репортер»;

Елена Клещенко, работает в редакции журнала «Химия и жизнь», профессиональный журналист, редактор.

Татьяна Гурова. В медиаотрасли с 1996 года в качестве руководителя группы и заместителя главного редактора журнала Эксперт. С 2004 года — первый заместитель главного редактора журнала Эксперт. С 2006 г. — председатель Совета директоров медиахолдинга Эксперт. Заместитель главного редактора, первый заместитель главного редактора журнала «Эксперт». Член Совета директоров ОАО Агентство «Распространение, обработка, сбор печати»

Антон Кравцов. Репортер, работал в Ленте.ру, журнале «Профиль», в Русской планете, сотрудничал с Русским репортером и массой других изданий.

Вера Краснова — журналист с 20-летним опытом, мастер интервью и аналитического репортажа, автор бестселлера «Семь нот менеджмента», редактор отдела компаний и менеджмента журнала «Эксперт»

Когда проходят занятия

Наши планы таковы:

Суммарный объем занятий — 60 пар или 120 академических часов

Программа рассчитана на пять месяцев с середины января по середину июня

По окончанию основных учебных курсов предусмотрены зачеты. Зачет считается сданным только в случае того, если студент сдает работу, готовую к публикации!

Занятия проходят по воскресеньям (три пары в день)

Стоимость занятий

Весь курс будет стоить 40 тысяч рублей.

Занятия будут проходить по субботам с 23 января. Начало занятий в 16:00.

Записаться на курс вы можете по почте arhe.msk@gmail.com

Преподаватели
Посетили
Показать Всех
Смотрите также