Лекция, 21 апреля, 19:30

Образы имперской истории в русской живописи

бесплатно
Образы имперской истории в русской живописи
Описание встречи

21 апреля в 19:30 в Культурном Центре «ЗИЛ» в рамках нового цикла научно-популярных лекций премии «Просветитель» и Политехнического музея состоится лекция Евгения Анисимова «Образы имперской истории в русской живописи».

Евгений Анисимов — д.и.н., научный руководитель Департамента истории «НИУ ВШЭ» в СПб, профессор исторического факультета Европейского университета в СПб, главный научный сотрудник СПб-го Института истории РАН, финалист премии «Просветитель»-2015 за книгу «Императорская Россия».

Несомненно, история невозможна без визуального образа, он во много раз сильнее вербального. Так уж получается, что образ Наташи Ростовой, созданный в нашем сознании при чтении «Войны и мира» Л.Н. Толстого, наверняка беднее образа, созданного Л.Савельевой в фильме С.Ф. Бондарчука «Война и мир». Образы исторических деятелей прошлого в массовом сознании созданы в определенную историческую эпоху, они почти всегда несут на себе идеологическую нагрузку этой эпохи и невольно переносятся на позднейшие времена. В самом деле, откройте Интернет и посмотрите, как выглядит Александр Невский в живописи и скульптуре последних пятидесяти лет. Это же везде памятник не Александру Невскому (как он выглядел, никто не знает), а… великому русскому актеру Николаю Черкасову из фильма «Александр Невский» 1939 года: богатырь в шеломе, статный и могучий. Или кто может представить себе Чапаева без бурки — ведь в таком неудобном для кавалерийской атаки наряде, он «вскочил» на десятки пьедесталов по всей стране прямо из фильма псевдо-братьев Васильевых «Чапаев». А как представляется людям образ Петра Великого? Могучий, плотный круглолицый мужчина в цвете лет. Между тем, известно, что в таком виде образ Петра был «запущен» в свет картиной Н.Н. Ге «Петр Великий допрашивает царевича Алексея» (1871 г.), которому для портрета Петра позировала его собственная жена. Из картины Ге «плотный» Петр попал в скульптуру М.Антокольского (памятник тиражирован во множестве копий), а потом шагнул в кино («Петр Первый», 1940 г.) и оттуда прочно вошел в сознание миллионов, хотя (если судить по «восковой персоне», созданной К.Б. Растрелли сразу после смерти царя), государь был худ и нескладен и более достоверно его изобразили на своей картине В.Серов и на своем памятнике (несколько утрированно) М.Шемякин. Однако образ «худого» Петра кажется многим людям неприемлемым, недостоверным — так сильны в сознании изобразительные стереотипы. Если визуальные образы художественного произведения «вольны» быть такими, как их задумал автор, режиссер или актер, то с образами истории надлежит быть иначе. Они должны создаваться на основе научных критериев, подвергаться очищению от мифов и стереотипов, хотя это непросто и стремление опровергнуть устоявшийся исторический образ может увести в другую сторону, что порой делается для эпатажа, ради раскрытия пресловутых «тайн»».

Посетили
Показать Всех
Смотрите также