Круглый стол, 18 апреля, 19:30

Оцифровка чувств: эстетика после интернета. Философский клуб на ВИНЗАВОДе.

бесплатно
Pin
ЦСИ Винзавод, Винтажный зал
Оцифровка чувств: эстетика после интернета. Философский клуб на ВИНЗАВОДе.
Описание встречи

На пятой встрече из цикла «Неудовлетворенность эстетикой» участники обсудят, какой вызов новые медиа, цифровые и информационные технологии бросают эстетике? Как новые способы производства и распространения информации и изображений, включая социальные сети, браузеры, Youtube-видео, камеры наблюдения, видеоигры, меняют сам эстетический режим восприятия? Можно ли считать «бедное изображение», глитч, «кавайность» или «cuteness» — новыми эстетическими категориями или же просто социальными явлениями? Становится ли общество спектакля благодаря культуре селфи, мемов и бесконечных тредов обществом саморепрезентации? Можем ли мы говорить об атрофии аффекта и подчинении чувств логике рационализации и калькулируемости в рамках экономики внимания? И, наконец, как машинное видение (глитч, алгоритм, компутация) влияет на человеческий сенсориум?

Последние несколько лет пишут о смерти интернета: «интернета не существует», «интернет умер», мы живем в эпоху «после интернета». Однако, как говорит художница Хито Штецерль, прощание с интернетом не означает его ослабление: перестав быть возможностью, он стал еще сильнее влиять на наше воображение, внимание и продуктивность. Поколение «коренных жителей цифрового общества» воспринимает мир посредством интерфейса, а в эпоху «интернета вещей» за каждым трехмерным предметом скрывается цифровой код. Кажется, сама окружающая среда поддается оцифровке, что подтверждают генетическая инженерия, биотехнология и нейробиология. Одновременно новые медиа, становясь пластичными и вискозными, уподобляются природе — компьютерный вирус, «облачные вычисления», «деревья решений», «озера данных». Если еще недавно критики писали про «цифровой раскол», указывая что цифровое искусство маргинально, то сегодня так называемые «новая эстетика» и «пост-интернет искусство» стали коммерческим мейнстримом. Ситуация меняется так быстро — или же создает видимость изменений — что за ней невозможно уследить. Контр-культурные Tumblr-движения (сипанк, вапорейв, веб-панк и другие) устаревают в год появления или сразу же поглощаются культурной индустрией. Является ли все эти процессы поверхностными или же глубинными — на это вопрос сегодня пытается ответить не только теория культуры, но и философия.

Проблема «цифрового» затронула различные сферы философии от онтологии и этики до эпистемологии и эстетики. Так некоторые теоретики утверждают, что сегодня бытие определяет бинарный код, пришедший на смену аналоговому носителю, а сама онтология стала плоскостной, подобно компьютерным играм, где зияют пустоты и лакуны. Цифровые гуманитарные науки предлагают новые формы познания, основанные на обработке информации, визуализации данных и цифровом картировании. Идеи клонирования, искусственного интеллекта и вирутальной реальности ставят ряд этических проблем. Другие авторы настаивают на том, что «вычислительное производство чувств» (computational sense-making), свойственное машинам, переносится на человеческую чувствительность.

Михаил Куртов — философ, медиатеоретик, кандидат философских наук (СПбГУ). Автор книг «Между скукой и грезой. Аналитика киноопыта» (2012) и «Генезис графического пользовательского интерфейса. К теологии кода» (2014).

Инна Кушнарева — кинокритик, член редколлегии журнала «Логос» и переводчик научной и философской литературы. Лауреат премии Гильдии киноведов и кинокритиков России.

Александр Ветушинский — преподаватель философского факультета МГУ, сотрудник Московского центра исследований видеоигр (Moscow Game Center). Является одним из авторов первого прочитанного в СНГ полноценного курса по Game Studies и редактор-составитель тематического номера журнала «Логос».

Посетили
Показать Всех
Смотрите также