Лекция, 21 апреля, 19:00

Советские детские журналы как компонент властной системы медиа 1920-1930-х гг.

бесплатно
Советские детские журналы как компонент властной системы медиа 1920-1930-х гг.
Описание встречи

Формирование советского государства сопровождалось активными попытками новых властей конструировать единую и жестко структурированную медиа-сферу. При этом, любой масштабный проект мироустройства склонен стремится к воздействию именно на детей и подростков. Советский эксперимент не стал здесь исключением. Довольно быстро одним из ключевых объектов, выступавших в роли потребителя советских медиа начал выступать советский ребенок — человек, лишенный (или почти лишенный) опыта дореволюционного прошлого.

Но даже если допустить, что, как утверждал Луначарский, из ребенка «можно лепить как угодно», то как именно это сделать? Здесь детские медиа стали одним из ключевых инструментов, через которые большевики пытались «завоевать детей».

На лекции мы сосредоточим внимание на том, как советские власти 1920-1930-х годов пытались выстроить систему взаимодействия с детьми через центральные детские журналы (прежде всего — издававшиеся в Москве). Эти журналы изначально печатались не просто как литературная или публицистическая периодика — это были медиа, призванные воспитывать и руководить. Выросшие на плечах настоящего издательского бума местных самодеятельных газет и журналов, они должны были упорядочить детскую активность и сконструировать надлежащие формы отношения между идеологическим центром и детьми. Но одновременно сами журналы постоянно оказывались в роли объектов руководства и воспитания сверху. Читатели и авторы, редакторы и писатели, взрослые и дети — все становились объектами упорядочивания и иерархиезации. И в то же время — примеряли на себя разные роли. В итоге возникало причудливое переплетение отношений власти и подчинения, из которого и рождался центральный детский журнал — издание, призванное руководить детьми и организовывать их отношение со взрослыми.

Посетили
Показать Всех
Смотрите также