Лекция, 16 мая, 21:30

История русского кино в 50 фильмах: Чудесница + Кинопоезд

бесплатно
История русского кино в 50 фильмах: Чудесница + Кинопоезд
Описание встречи

Кинотеатр Пионер и Коммерсантъ Weekend представляют программу «История русского кино в 50 фильмах», приуроченную к Году российского кино. Куратор — кинокритик и автор журнала Weekend Михаил Трофименков.

16 мая будут показаны сразу две работы Александра Медведкина — народный сказ о соцсоревновании «Чудесница» (1936) и отреставрированная версия киноутопии о коммунистическом строительстве — «Кинопоезд: Пустое место» (1932), единственная сохранившаяся часть цикла, которую снял лично Медведкин.

«Чудесница»

Кющая битва за победу в социалистическом соревновании между сельхозартелью «Белые Пески» и колхозом «Заря победы» происходит между колдуньей Ульяной и дояркой Зиной. Колдунью позвала на помощь артель, но доярка Зина все равно побеждает — а вместе с ней и колхоз. Победительница-чудесница едет в Москву на съезд ударников и даже выступает с речью в Кремле.

«Твердокаменный большевик, армейский политработник, Медведкин никогда ни на что не жаловался и всегда шел туда, куда посылала партия: выбивать зерно из кулаков на хлебозаготовках, монтировать «Новости дня», снимать антимаоистские памфлеты. И был при этом рекордсменом по числу не просто запрещенных, но считавшихся уничтоженными фильмов. «Чудесницу» следовало бы запретить раз десять подряд. Ведь разгневать она должна была не столько цензуру, сколько силу гораздо более страшную — коллег-ревнивцев: настолько, по сравнению с ней, проступала истерическая фальшь их фильмов. Секрет обаяния «Чудесницы» — в сплаве сказовой интонации со вполне голливудским бурлеском, колхозных лозунгов с древними поверьями, к которым Медведкин относится настолько иронично, что ирония эта невольно переносится и на поверья советские», — Михаил Трофименков.

«Кинопоезд: Пустое место»

Кинопоезд «Союзкино» — три железнодорожных вагона, оборудованных как для обработки и монтажа кинопленки, так и для проживания съемочной группы. Медведкин хотел с помощью этой передвижной киностудии создать документальное кино, адекватное по темпам и способу производства социалистической промышленности. За время деятельности кинопоезда были сняты более 100 короткометражных документальных лент. Все они считались утраченными, но в 1980-е годы 28 лент были обнаружены в архивах киноведом Николаем Изволовым.

«“Кинопоезд» — идеальная, романтическая метафора страны, сорванной с насиженных мест. Населяли эту передвижную киностудию 32 романтика, согласных довольствоваться 1 кв. метром «личного» пространства. Готовых к ненормированному рабочему году, авралам в любое время суток. Обязанных совмещать несколько кинопрофессий и навыки чернорабочих. Киногруппа исповедовала «кинематограф кинжального действия”. Сняв очередную порцию безобразий, она являлась к их виновникам и предъявляла, как улики на суде», — Михаил Трофименков.

Вход на показ свободный, по предварительной регистрации.

Фильмы будут показаны с 35-миллиметровой пленки. Перед показом вступительное слово киноведа Николая Изволова.

Следите за новостями на странице кинотеатра Пионер в фэйсбуке:

https://www.facebook.com/pionercinema/?fref=ts

Посетили
Показать Всех
Смотрите также