Лекция, 30 мая, 19:30

Философский клуб на ВИНЗАВОДе Лекция: Искусство и конфликт: магия объектов, прокрастинация, сверхдетерминация

бесплатно
Философский клуб на ВИНЗАВОДе Лекция: Искусство и конфликт: магия объектов, прокрастинация, сверхдетерминация
Описание встречи

30 мая в 19.30 в Винтажном зале Центра современного искусства ВИНЗАВОД состоится 6-ая лекция из цикла «Неудовлетворенность эстетикой».

Лектор: Йоэль Регев

Модератор: Борис Клюшников

Современные философские течения, выступающие под эгидой нового реализма, материализма или витализма, можно охарактеризовать через известный слоган Эдмунда Гуссерля «назад, к самим вещам!» Так, один из представителей «объектно-ориентированной онтологии» Тим Мортон пишет, что «эстетические события не ограничены взаимодействием между людьми или между людьми и живописными холстами[…]. Они происходят, когда пила вгрызается в свежий кусок дерева. Они происходят, когда червяк выползает из влажной земли». Таким образом, Мортон наделяет статусом эстетического не отношения субъекта к чувственно воспринимаемому миру, как это делала классическая философия, а сами казуальные отношения и причинно-следственные связи между предметами. Эту тайную и неведомую человеческому сознанию жизнь вещей он называет «магией объектов».

В своей лекции «Искусство и конфликт: магия объектов, прокрастинация, сверхдетерминация» философ Йоэль Регев противопоставит эстетическому анархизму Мортона свою идею искусства как «попадания в попадание». Согласно этой идее, искусство не может быть описано исключительно как попадание в мишень (в смысле соответствия реальной ситуации изображенной), но есть сам чистый акт попадания, «попадание для себя», что Иммануил Кант и называл суждением вкуса. «“Точное попадание”, являющееся сутью произведения искусства, — пишет Регев, — это всегда “реляция с поля боя”: попадание в “основной конфликт” — о котором, находясь внутри ситуации, мы можем всегда знать лишь, что он “приблизительно таков” и суть которого делается доступной для познания благодаря осуществляемому произведением искусства “наведению резкости”».

Романтическое искусство, к которому можно отнести и современные художественные практики, выносит неутешительный диагноз действительности, но при этом останавливается на полпути. В эпоху «нового духа капитализма», когда от субъекта требуется быть вовлеченным в максимальное количество проектов и институциональных связей, тактикой возможного сопротивления становится прокрастинация — как возможность выключения из системы гиперсоединенности и сверхдетерминированности. По-настоящему радикальный художник противостоит императиву производства нового и формирует пространство «ничем не примечательного». Освобождая соединения людей, объектов и вещей от необходимости удивлять, которой они подчинены в повседневном существовании (и на чем настаивают такие философы, как Грэм Харман и Тимоти Мортон), искусство становится «единственным способом самообъективации прокрастинатора». О том, что такое подлинно революционное искусство сегодня и каковы его эстетические принципы лектор обсудит с модератором Борисом Клюшниковым.

Йоэль Регев — доктор наук (PhD) (Еврейский университет в Иерусалиме). В настоящее время — пост-докторат в Институте философии Католического университета в Левене. Автор книги «Коинсидентология: малый трактат о методе» (2015).

Борис Клюшников — философ и историк искусства, специалист в области методологии искусствознания, преподаватель кафедры кино и современного искусства РГГУ, преподаватель института «База».

Вход свободный

Регистрация: https://winzavodart.timepad.ru/event/333106/

Посетили
Показать Всех
Смотрите также