Лекция, 10 июня, 19:30

Архив как выставочный диспозитив: на пересечении современного искусства и истории

200 ₽
Архив как выставочный диспозитив: на пересечении современного искусства и истории
Описание встречи

Способы работы с коллективной и личной памятью, исторической травмой в ситуации переосмысления опытов 20 века все чаще обсуждаются как в сфере профессионального исторического знания, так и на уровне публичной истории. В то же время, со второй половины 20 века в современном искусстве идет поиск собственных инструментов для работы с историей и памятью, среди которых — поиски способов интеграции искусства в музеи совести, выстраивания диалога с музеями и архивами, другими словами, обновление кураторских стратегий репрезентации памяти.

Одна из таких стратегий — обращение к архиву, который транслирует определенный круг вопросов, связанных с осмыслением прошлого, и одновременно имеет собственную структуру, что позволяет ему стать моделью выставочного пространства. На лекции будут рассмотрены два подхода к созданию архива, основанные на различном понимании отношений между памятью и прошлым: подходы Кристиана Болтански и Томаса Хиршхорна.

Кристиан Болтански работает со структурой традиционного исторического архива, внутри которого размывает границы между подлинной и выдуманной историей, погружая зрителя в глубину прошлого своей семьи или безымянного персонажа. Архивы Болтански — альбомы с фотографиями, коробки с воспоминаниями, пространства, наполненные личными вещами. Томас Хиршхорн, напротив, не рассматривает их как хранилища памяти, но работает с формами, обращенными в прошлое: алтарями, монументами. Его архивы — это хаотичные структуры, направленные не столько на сохранение, сколько на актуализацию памяти, на смещение фокуса от прошлого к настоящему.

Таким образом, архив как выставочное пространство существует в рамках отношений между структурой и той формой памяти, которую он сохраняет. Это обуславливает необходимость выстраивания связей с исторической наукой, что впоследствии может привести к появлению новых форм взаимодействия современного искусства, истории и памяти.

Татьяна Миронова окончила Факультет истории искусств РГГУ в 2015 году. Сейчас Татьяна учится в магистратуре МВШСЭН на Факультете Управления социокультурными проектами. В рамках магистерской работы продолжает заниматься вопросами взаимодействия памяти и современного искусства в контексте внедрения практик современного искусства в музеи совести.

Посетили
Показать Всех
Смотрите также