Семинар, 25 июня, 14:00

Писатель-любомудр В.Ф. Одоевский и его роман «4338 год»

бесплатно
Описание встречи

25 июня в 14-00 в Музее-библиотеке Н.Ф. Федорова, работающем при Библиотеке №180 Москвы, состоится философский семинар из цикла «Энциклопедия космизма».

Он будет посвящен творчеству Владимира Федоровича Одоевского (1803–1869). Свой доклад «Предтечи космизма: писатель-любомудр В.Ф. Одоевский и его роман «4338 год» к обсуждению представит доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник ИМЛИ РАН Анастасия Гачева.

Писатель, журналист, ученый, музыковед, первый директор Румянцевского музея и Публичной библиотеки в Санкт-Петербурге, председатель Общества любомудрия и один из создателей Русского музыкального общества, человек универсальных интересов и многообразных талантов, В.Ф. Одоевский был одним из пионеров русского космизма. Прозвучавший в первом отечественном философском романе «Русские ночи» идеал «цельного знания», стремление к синтезу научных, художественных, религиозных потенций личности, идея «новой науки», соединяющей разум и интуицию, мысль о человеке как активной, творческой силе универсума, — все это делает Одоевского предтечей Федорова и Соловьева, Булгакова и Флоренского, Вернадского и Чижевского. А неоконченный роман «4338 год» созвучен русскому космизму не только картиной головокружительных успехов в освоении Земли и космического пространства, но и поставленным в нем вопросом о конечных целях развития, о принципах и границах регуляции, ее этическом базисе.

Преподаватели
68c87187a9
Анастасия Гачева
Директор музея-библиотеки Федорова, старший научный сотрудник Института мировой литературы РАН. Родилась в 1966 году. Специалист по истории русской религиозной философии и русскому космизму. Окончила филологический факультет МГУ. С 1993 работает в Институте мировой литературы РАН. Занимается проблемой взаимосвязи русской религиозной философии конца XIX — начала XX веков с русской литературой и публицистикой XIX в. Считая характерной особенностью русской религиозной философии истолкование истории, основанное на стремлении к конечному разрешению судеб мира и человека, Анастасия Гачева выделяет в ней три основные концепции истории: концепцию линейного прогресса (П.Лавров, Н.Шелгунов, Н.Михайловский, Н.Кареев), концепцию краха и неудачи истории (Н.Страхов, К.Леонтьев, Н. Устрялов) и концепцию истории как работы спасения (А.Хомяков, И.Аксаков, Н.Федоров, В.Соловьев, Н.Бердяев, С.Булгаков, Г.Федотов и др.). Она рассматривает развитие русской философской мысли второй половины XIX — первой трети XX веков под углом зрения столкновения и борьбы этих концепций. Реконструируя эстетическую систему русского космизма, Гачева кладет в ее основу идею искусства как жизнетворчества, представление о религиозном преображении жизни как конечной цели творческого акта. Автор публикаций и монографий.
Посетили
Показать Всех
Смотрите также