Лекция, 5 октября, 19:30

Лекция: От Нидерландов до Италии: Страсти Христовы в живописи и графике Ренессанса Часть 1. От входа Иисуса Христа в Иерусалим до ареста.

700 ₽
Лекция: От Нидерландов до Италии: Страсти Христовы в живописи и графике Ренессанса  Часть 1. От входа Иисуса Христа в Иерусалим до ареста.
Описание встречи

От Нидерландов до Италии: Страсти Христовы в живописи и графике Ренессанса

Часть 1. От входа Иисуса Христа в Иерусалим до ареста.

Часть 2. От ареста до Распятия.

Часть 3. От Распятия до Вознесения.

Сюжет Страстей Христовых являлся одной из излюбленных тем художников на протяжении всего времени существования христианства. Уже в катакомбах, где скрывались первые христиане, появляются рисунки на эту тему. В средние века сюжеты Страстей часто оказываются среди барельефов, украшающих соборы, на витражах и фресках. Однако именно Ренессанс преображает подход к изображению Страстного цикла; «открытие мира и человека» как определение Возрождения не может не отразиться в представлении сцен из жизни Христа: появляется линейная и воздушная перспектива, психологизм в изображении страдающего Богочеловека, анатомическая достоверность, художники мастерски передают эмоциональное состояние персонажей и при этом поражают зрителей иллюзионизмом в изображении пейзажа, тканей, предметов интерьера.

Северные и итальянские мастера по-разному показывают зрителю сцены Страстей. Идеализация человеческой фигуры, свойственная Италии, стремление к правильным пропорциям тела, поиск идеала в изображениях античных богов и героев оказывает влияние на религиозные картины мастеров кватроченто. А нидерландские и немецкие живописцы часто показывают Христа страдающим, с искаженным лицом и телом, в сцене положения во гроб Богоматерь падает в обморок, а мертвое тело Христа Гольбейна младшего поражает воображение не только современников, но и зрителей следующих эпох. Мастера цвета, в сценах Воскресения северяне (например, Грюневальд) пишут ослепительное сияние, исходящее от Христа, а Рафаэль почти в то же самое время создает этот сюжет как гармонически выверенную композицию с четким ритмом, который очень далек от экспрессии заальпийских художников.

Отдельно нужно сказать о графических сериях. Гравюры стали особенно популярны в конце XV- начале XVI века в Германии (Дюреру даже пришлось предпринимать усилия по запрету копирования его гравюр в Италии). Конечно, гравюра, которая становилась Библией для неграмотных, очень часто выбирала сюжеты Страстей, и Кранах старший, и Дюрер делают великолепные по насыщенности деталями, по проработке композиции рисунки, которые затем в виде ксилографий распространяются по всей Европе. Но и итальянские мастера обращаются к графике, среди иллюстраций к сюжетам Страстного цикла мы посмотрим на рисунки замечательного падуанского художника Андреа Мантеньи.

Французское Возрождение развивается своим, особым путем. Часто сюжеты Страстей Христовых мы найдем не на картинах или гравюрах, а в книжной миниатюре, и замечательные часословы Жанны д’Эвре, герцога Беррийского, Этьена Шевалье также позволят нам сравнить подходы к изображению Страстей у разных европейских мастеров.

И, наконец, мы посмотрим и на некоторые фрески, украшающие итальянские церкви. Джотто, Мазаччо, Гирландайо, Леонардо и другие итальянские художники реализуют свои монументальные замыслы в стенных росписях, тогда как за Альпами предпочтение отдается алтарям, написанным масляными красками.

Итак, на лекциях, посвященных Страстному циклу, мы посмотрим на иконографию сюжетов последних дней земной жизни Христа и первым дням после смерти на Голгофе, а также насладимся художественным разнообразием решений, предложенных для этих сцен мастерами Ренессанса в Италии, Франции, Германии и Нидерландах.

Количество мест ограничено. Регистрация обязательна!

Преподаватели
Посетили
Показать Всех
Смотрите также