Показ, 13 октября, 19:00

II Фестиваль «Рихтеровские встречи»: Амадей Милоша Формана

бесплатно
II Фестиваль "Рихтеровские встречи": Амадей Милоша Формана
Описание встречи

Кинопоказ к 260-летию со дня рождения Вольфганга Амадея Моцарта

Художественный фильм «Амадей», Режиссер Милош Форман, в ролях: Ф. Мюррей Абрахам, Том Халс, Элизабет Берридж и др. (США, 1984 г., 3 часа 00 мин, режиссерская версия)

Музыка. Бесповоротно и беcкомпромиссно здесь царит музыка. Она стоит на пьедестале и превосходит любой киноприем, она просто сметает. Особенно это поражает в последней сцене, когда изможденный, полусумасшедший Моцарт Формана слабо напевает фразы «Реквиема», а Сальери записывает мелодии, которые соединяются в одно и ударяют мощью и великолепием целостного полотна. Моцарт видит музыку, его глаза смотрят сквозь обшарпанную комнату, — он там, где порхают арпеджио скрипок, где мощно звучит хор, где оркестр то затихает на Lacrimosa, то грохочет, словно божий гнев.

Зависть Сальери, ремесленника от музыки, трактуется режиссером как ненависть к Богу, давшему несносному мальчишке дар, о котором всегда мечтал придворный композитор. Муки Сальери неописуемы — он способен видеть красоту музыки Моцарта, как никто другой, но не способен создать ничего подобного. Его лучшие вещи блекнут, стоит рядом оказаться Моцарту. Амадей не выдумывает, он просто записывает музыку, которая звучит у него в голове, которую он чувствует, и этот талант, данный недостойному, распутному мальчишке, убивает Сальери. Он решает бросить вызов Богу и уничтожить его творение, чтобы отомстить за несправедливость. Таким образом, конфликт выходит за границы обычной человеческой вражды, становится чудовищным вызовом судьбе от человека, не способного создать настолько же прекрасные вещи.

Сальери Формана чудовищен. Он действительно ужасен — и неимоверной приземленностью, сочетающейся с возможностью оценить шедевр, и неподдельной болью и восхищением, которые неотделимы от раболепия, и хитростью, которая появляется лишь тогда, когда он хочет уничтожить Моцарта. Эти контрасты поистине пугают, заставляют сжимать ладони, ожидая, что же последует дальше. Беспутный Моцарт чересчур наивен, строгий же вельможа Сальери хранит под вежливой маской непереносимое зло. Сальери неумолим, хотя музыка Моцарта поднимает в нем бурю. Что бы он ни делал, он беспомощен, и эта беспомощность демонстрирует другую свою сторону — непереносимую жестокость. Страданием наполнена жизнь Моцарта, которого убивает музыка, страданием наполнена жизнь Сальери, который умер в тот самый момент, когда увидел и услышал великого композитора.«Благодаря моим связям «Дон-Жуан» прошел в Вене всего 5 раз. Но я сам не пропустил ни одного».

Награды, номинации, фестивали

Премия «Оскар» (1984):

Лучший фильм

Лучший режиссер (Милош Форман)

Лучший актер (Фарид Мюррей Эйбрахам)

Лучшая адаптация (Питер Шеффер)

Лучший художник (Патриция фон Бранденстайн, Карел Черны)

Лучший художник по костюмам (Теодор Пиштек)

Лучший грим (Поль Ле Бланк, Дик Смит)

Лучший звук (Марк Бергер, Томас Скотт, Тодд Бокелхейд, Кристофер Ньюман)

Номинация на «Оскар» (1984):

Лучшая роль (Том Халс)

Премия «Золотой глобус» (1984):

Лучший фильм, драма

Лучший актер, драма (Фарид Мюррей Абрахам)

Лучший режиссер (Милош Форман)

Лучший сценарист (Питер Шеффер)

Премия «BAFTA» (1985):

Лучший монтаж (Нена Даневич)

Лучший оператор (Мирослав Ондржичек)

Лучший звук (Джон Нутт)

Лучший грим (Поль Ле Блан)

-приз за лучший иностранный фильм (Amanda Awards, Норвегия);

  • лучший зарубежный фильм (Японская киноакадемия);

  • премию Сезар за лучший фильм;

  • награду за лучшее кастинговое решение от Casting Society of America;

  • награду от режиссерской американской гильдии

  • премию «Золотой экран», Германия;

Посетили
Показать Всех
Смотрите также