Показ, 25 ноября, 20:00

«Посвященный»: мистическая фантасмагория Олега Тепцова по сценарию Юрия Арабова и музыкой Сергея Курехина с обсуждением после фильма

бесплатно
"Посвящённый": мистическая фантасмагория Олега Тепцова по сценарию Юрия Арабова и музыкой Сергея Курёхина с обсуждением после фильма
Описание встречи

Двенадцатая встреча в молодежном киноклубе «НОЧЬ» посвящена фильму, который так и не вышел в широкий прокат, был снят по сценарию Юрия Арабова, а музыка к фильму создана легендарным Сергеем Курехиным. Представляем полную версию фильма, которая была показана на Берлинском международном кинофестивале в феврале 1990 года. По окончании фильма, обсуждение. Художественный фильм «Посвященный», режиссер Олег Тепцов, в ролях: Гор Оганесян, Любовь Полищук, Александр Трофимов, Елена Брагина, Габриэль Воробьев, Сергей Маковецкий, Владимир Симонов, Ольга Самошина, Владимир Юрьев, Давид Оганесян, Ленфильм, Троицкий мост, СССР, 1989 г., 1 час 59 мин. Герой фильма Владимир (Г. Оганисян) в «Посвященном» О. Тепцова (сценарий Ю. Арабова) не удостаивается апофеоза, а терпит крах и погибает, восстав против лжи и фальши. Герой «Посвященного» не праведник, но маг: читает книгу дореволюционного издания о колдовских обрядах африканцев, особенно интересуясь разделом «Как убить живаго человека». Себя юноша объявляет ангелом истребления — тем, «кто силой, данной свыше, истребляет зло». В картине оно персонифицировано народным артистом Фроловым (А. Трофимов), играющим роль балтийца Федора в спектакле «Революционный крейсер». Спектакль этот — придуманная авторами ленты пародия на многочисленные в прошлом пьесы о балтийских моряках, которые вдохновенным своим порывом ниспровергают старый мир. Попав в гримуборную Фролова, Владимир, волнуясь, заявляет с выстраданной проникновенностью, что и спектакль, и театральная традиция официального искусства, воплощенная Фроловым, есть ложь. Всякое время создает свой театр — не только тот, о котором сказано у Шекспира: «Весь мир театр. В нем женщины, мужчины — все актеры. У них свои есть выходы, уходы, и каждый не одну играет роль»,— но и театр в узком смысле — как отражение жизни, придуманное драматургом и разыгранное лицедеями-профессионалами. Театр, воплощаемый Фроловым,— коллективное творение сталинизма и эпохи застоя. Восстав против него, Владимир восстает и против времени, такой театр породившего. Оно и его творение живучи: несколько раз в фильме Фролов вещает с экрана телевизора, что молодежи как никогда нужна революционная тема, поскольку произошла девальвация ценностей. Магия, которую Владимир избирает в качестве оружия, основана на вере в универсальную энергию, пронизывающую космос. Если придерживаться представлений африканцев, о которых читает юноша, то у западносуданских бамбара эта энергия называлась «ньяма». Каждое живое существо и вообще любой предмет обладают жизненной силой, как бы собственной, отдельной частичкой «ньямы». Магические обряды позволяют колдуну воздействовать на эту индивидуальную частичку, а через нее — на космическую энергию ради достижения желаемых целей и свершения нужных действий. В одной из сцен по зову Владимира, до предела мобилизовавшего свою жизненную силу, подымаются мертвецы из могил. Мобилизация его надломила — в следующей сцене больной Владимир лежит в постели. Ему сообщают, что внезапно скончались директор и главный режиссер театра, в котором служит Фролов; антагонист героя занимает их должности, как бы сосредоточив в своих руках всю полноту театральной власти. «Ньяма» сталинизма и застоя оказалась куда более активной, чем попытка юного бунтаря противодействовать ей. Оттого закономерна его гибель в финале.

Посетили
Показать Всех
Смотрите также