17 февраля — 30 июня 2021

Цикл лекций Ирины Кулик «Хонтологии, утопии, дистопии в искусстве XX–XXI веков»

Лекционный курс исследует произведения признанных мастеров мирового и российского современного искусства, кинематограф и музыку, телевизионные сериалы и интернет-паблики.

Москва

Мультимедиа Арт Музей, Москва | МАММ | представляет новый сезон цикла лекций ведущего российского арт-критика и историка искусств Ирины Кулик. Курс исследует произведения признанных мастеров мирового и российского современного искусства, кинематограф и музыку, телевизионные сериалы и интернет-паблики.

Неологизм «hauntology» был предложен философом Жаком Деррида в книге «Призраки Маркса». Благодаря современным английским мыслителям и музыкальным критикам Марку Фишеру и Саймону Рейнолдсу он превратился в один из векторов современной культуры, утратившей перспективу будущего как возможной смены общественного строя и одержимой меланхолией по устаревшим утопиям.

Как фильм «Сталкер» связан с проектами ложных «заброшек» современных художников? Какие призраки обитают на руинах интернета? Как изобретение телеграфа и фотографии породили практику спиритуализма и фигуру медиума? Почему исторические реконструкции породили целое направление в современном искусстве?

Цикл лекций Ирины Кулик «Хонтологии, утопиии, дистопии в искусстве XX–XXI веков» — уникальный авторский курс и большое событие в российской культурной жизни. Для тех, кто хочет узнать больше о самых актуальных процессах в современном искусстве и культуре.

На первых лекциях курса речь пойдет о «хонтологии». Неологизм «hauntology» был предложен философом Жаком Деррида в книге «Призраки Маркса», а благодаря современным английским мыслителям и музыкальным критикам Марку Фишеру и Саймону Рейнолдсу превратился в один из векторов современной культуры, утратившей перспективу будущего как возможной смены общественного строя и одержимой меланхолией по устаревшим утопиям. Слово «хонтология» прижилось в качестве названия одного из направлений современной электронной музыки, но не менее интересно применить этот термин к современному искусству, где руины модернисткой архитектуры, утративших свою актуальность идеологий или канувших в небытие медиа, исследуют художники, принадлежащие к разным поколениям и культурам — в том числе и пережившие крах коммунистической идеи по другую сторону «железного занавеса» — в бывшем СССР, Польше, Китае.

17 февраля. Первая лекция. Археология паранормального.

Привидения и технологии. Спиритические фотографии. Проекты Сьюзан Хиллер, Тони Оурслера, Билла Виолы, Дарьи Правды, Александры Сухаревой.

24 февраля. Вторая лекция. Руины интернета.

Археология интернета и вейпорвейф. Марк Лекки. Джон Рафман. Сяо Фэй.

10 марта. Третья лекция. «Сталкер» и «зона».

Ложные «заброшки». Места без-действия. Джереми Миллар. Грегор Шнайдер. Майк Нельсон.

24 марта. Четвертая лекция. Недоступные мирки: миниатюры, макеты, декорации.

Рэйчел Уайтрид. Ханс оп де Бек. Томас Деманд. Йон Кесслер. Свен Кронер. Гидеон Кифер.

7 апреля. Пятая лекция. Воображаемые миры.

Чарльз Авери. Чарльз Симмонс. Луиджи Серафини. Виктор Пивоваров.

21 апреля. Шестая лекция. Сайенс-фикшн как руина.

Адриан Вильяр Рохас. Ли Бул. Дэниэл Аршам. Ресайкл.

5 мая. Седьмая лекция. Карманные утопии и эстетика взаимоотношений.

Сквотированный модернизм и воспоминания для имплантаций. Риркрит Тиравания, Пьер Юиг, Адам Ходзко.

19 мая. Восьмая лекция. История реенактмента.

От исторических реконструкций до реактуализации произведений. Джереми Деллер. Марина Абрамович.

2 июня. Девятая лекция. Недостоверность образа.

Живопись и фото как техники забывания. Герхард Рихтер, Люк Тейманс, Марлен Дюма, Питер Дойг, Михаэль Борреманс.

16 июня. Американские хонтологии: поп-арт.

Страна, которая слишком похожа на свой образ. Филип Дик. Эд Рушей, Тайрин Саймон.

Прошедшие мероприятия