Рост интереса к философии у предпринимателей и IT-специалистов — современный тренд: в концепцию мира и систему его познания наконец включен бизнес и занимающийся им индивидуум. T&P изучили современный взгляд на предмет и выяснили, почему философию считают краеугольным камнем великих инноваций.

Потеря связи между бизнесом и наукой

Специалисты Фонда Карнеги по улучшению качества образования недавно решили изучить, как современные предприниматели учитывают интересы общества в своей ежедневной работе. До сих пор представители каждой профессии, включая юристов и врачей, были сконцентрированы исключительно на собственных методиках и инструментах. У предпринимателей времен Адама Смита было время пообщаться с лучшими умами и представителями духовенства. «Нынешние бизнесмены бегут как крысы в корпоративном колесе», — пишет Пьер Гийе де Монто в статье в Grasp Magazine. По его мнению, людям в небоскребах легко игнорировать вопросы, выходящие за рамки чисто технических и операционных задач.

Рефлексия и созерцание просто выталкиваются из повседневности.

Но ежедневная нагрузка — не единственная угроза. В двадцатом веке в штат больших компаний и корпораций входили эксперты из разных сфер, которые помогали линейным менеджерам советами и рекомендациями. Во второй половине столетия корпоративные пирамиды рухнули и люди, которым платили за углубленное изучение важных вопросов, ушли из индустрии. Сокращение сотрудников, которые зачастую имели академическое образование, а также огромный долговой пузырь, образовавшийся в американской экономике, нивелировали связь бизнеса с гуманитарной научной средой. Современным философам приходится с этим сталкиваться.

Самая практичная дисциплина

В современной предпринимательской и IT-среде есть конкретные примеры, которые подтверждают рост интереса к философскому образованию с точки зрения пользы для бизнеса. Так, Дэймон Хоровитц ушел из IT, чтобы получить докторскую степень по философии, и считает это одним из лучших решений в жизни. После того как Хоровитц получил степень в Стэнфорде, он стал IT-предпринимателем и добился успехов в качестве штатного философа и технического директора в Google. Его карьера наглядно демонстрирует ценность философского образования: PhD может применяться не только в среде академиков, но и в бизнесе, что приводит к его кардинальным изменениям и инновациям.

Многие из самых успешных tech-предпринимателей и инноваторов заканчивали философские факультеты и впоследствии применяли навыки критического мышления для создания проектов, удовлетворяющих те или иные запросы общества. Хоровитц считает лидерами мысли в индустрии не тех, кто потихоньку взбирался вверх по карьерной лестнице, а тех, кто шел на риск и развивал уникальные направления. Рейд Хоффман и Стюарт Баттерфилд, основатели LinkedIn и Flickr, говорят, что изучение философии было секретом их успеха. Эдвард Теннер, журналист издания «Атлантик», даже назвал философию «самой практичной дисциплиной».

Несмотря на растущее число студентов и интерес к изучению философии со стороны медиа, сам предмет считается старомодным, непрактичным и далеким от повседневной жизни. Но в мире бизнеса и технологий философия доказала не только свою пользу: зачастую она является краеугольным камнем великих инноваций. Философия и предпринимательство на удивление хорошо подходят друг другу.

Старые идеалы

Что касается самих взглядов, прежнюю цель бизнес-философии можно интерпретировать как «осмысление идеалов». В контексте предпринимательства эта задача часто включает обращение к понятиям «идеального управления», «идеальной организации» или «идеального рынка». В данном подходе бизнес-образование традиционно цепляется к тем концепциям, которые эти идеалы поставляют. Таким образом, экономика и личность homo economicus строится на модели, провозглашающей рациональность выбора и принятия решений. Так, традиционные идеи организации бизнеса могут базироваться на предположении, что это не только возможно, но и нормально — создавать компании, где разум ставится выше всего остального.

В своей книге Николь Девандр, член Европейской комиссии, размышляет о практическом эффекте подобных идеалов. Основываясь на философских заключениях, отличных от вышеописанных, она приходит к выводу, что последние не только бесполезны, но даже вредны. Девандр считает, что если ежедневно подходить к бизнесу, держа в голове только рациональность, рано или поздно это сделает из человека разочарованного циника. Она объясняет это тем, что наш реальный опыт и все происходящее вокруг не сходится с тем, чему нас учили. В конце концов это несоответствие заставляет нас не только отказаться от своих идеалов, но и перестать верить в существование истины, что делает из нас оппортунистов. Мы полностью отдаемся динамике рынка и подтверждаем циничность времени, в котором живем.

Стремление к успеху как путь к провалу

«Сегодня финансовый и экологический кризисы не упоминаются в образовательных программах, но мы воспринимаем это в порядке вещей: бизнес-образование все еще целиком и полностью основано на концепции успеха», — считает профессор де Монто. Ключевую идею ухода от бизнес-мировоззрения, которое строится исключительно на идеалах, предложили ученые того же Фонда Карнеги. Ее суть заключается в источнике знаний: мы должны получать их не из гипотетического совершенства, а из реальности, которая нас окружает. В частности, авторы отчета предлагают определить кризисы и дефолты как «обучающие ситуации».

Если мы подойдем к бизнес-образованию только с точки зрения того, что приносит успех, нам едва ли удастся воспринимать свои ошибки, недостатки и проблемы как моменты обучения. Эту точку зрения подтверждают Пол Шривастава и Мэтт Статлер, авторы книги «Учимся на мировом финансовом кризисе» (Learning from the Global Financial Crisis: Creatively, Reliably, Sustainably, 2011). Но, разумеется, сложно критиковать идею стремления к совершенству, когда книжные полки ломятся от рекомендаций как стать успешным менеджером, руководителем департамента, директором компании, или просто быть успешным во всем.

Из Аристотеля и Джона Дьюи, американского философа-прагматика, мы знаем, что истинное обучение и рефлексия основываются на экспериментах, особенно неудачных. Вы можете по-настоящему понять, что здоровы, только если когда-нибудь чем-нибудь болели. Этот инсайт — самый банальный и привычный для других специалистов. Юристы учат закон, основываясь на преступлениях, врачи пытаются лечить болезни. Это и есть философский подход: человек получает шанс понять, кто он есть и как он себя ведет, если что-то не так. Но из-за тотальной концентрации на успехе, предприниматели перестают выходить за собственные рамки и размышлять.

Философия неудач

Неудача — гораздо более широкая тема в философии, чем успех. Таким образом, бизнесу нужна философия, которая основывается на провалах и может переводить реальные проблемы в опыт — источник знаний. Существование капиталистической системы так же гораздо больше зависит от неудач: современный капитализм не мог развиваться без законов о банкротстве и ограничений ответственности предприятий. Его развитие в меньшей степени предполагает безопасный путь к успеху, но означает поиск правовых, социальных и философских путей обхода сдерживающих факторов. Любая новая бизнес-философия должна строиться на концепции краха и переживании неудачного опыта, а не на циничном идеале успеха.

Так почему специалисты с философским образованием вскоре станут предпринимателями, которые задают тон всему бизнесу?

Философия развивает навыки критического мышления и предпринимательского чутья

Философия — одна из самых сложных специальностей. Строгие стандарты письма и аргументации помогают студентам освоить навыки критического мышления, которые оказываются полезными в различных профессиях. «Открытые задания вынуждают студентов искать уникальный аспект работы философа, которого они изучают, либо оригинально связывать мысли двух разных мыслителей», — пишет Кристина Нассергходси, директор по инновациям Международной Веллингтонской школы в Дубае. «Подобным же образом предприниматели должны уметь находить и понимать уникальные возможности существующих рынков».

«Мне кажется, понимание вопросов, что есть человек, жизнь, культура и общество, дает больше перспектив при создании бизнеса, нежели чистое бизнес-образование», — считает сооснователь Flickr Стюарт Баттерфилд, который получил степень бакалавра и магистра философии в Университете Виктории и Кэмбридже, где занимался философией разума. По его мнению, у вас всегда будет возможность научиться подводить баланс и считать прибыль, в то время как другие вещи сложнее схватывать на лету.

Выпускники-философы создают тенденции в мире технологий

«Изначально я планировал стать академиком,» — рассказал сооснователь LinkedIn Рейд Хоффман в интервью Wired. Он выиграл стипендию Маршалла и читал курс философии в Оксфорде. Когда Хоффман осознал, что академический мир не даст ему достаточно средств, чтобы оставить след в истории, он решил стать разработчиком. Теперь он использует навык критического мышления, развитый во время обучения философии, для выгодного инвестирования высокотехнологичных стартапов.

Философы будут решать глобальные проблемы

В Принстонском университете считают, что поскольку философов учат анализировать и искать новые подходы, они способны решать задачи в разных сферах современного общества. «Философия может помочь нам сформулировать экзистенциальные проблемы, с которыми мир сталкивается сегодня, но только если мы вернем ее из дальнего угла и начнем активно применять в бизнесе», — писал в 2010 году Дов Сейдман, автор книги «HOW: why HOW we do anything means everything».

Знание философии делает вашу кандидатуру привлекательной на IT-рынке

«Вы учитесь на гуманитарной специальности, чтобы впоследствии заниматься интеллектуальным научным трудом, и совершенно случайно становитесь интересным специалистом для tech-индустрии», — говорит Хоровитц. Таким образом, философское мышление и гуманистическая точка зрения на общество делают вас более привлекательным кандидатом на ту или иную должность в области высоких технологий.