Виртуальный мир Second Life уже несколько лет позволяет своим пользователям вести полноценную вторую жизнь в альтернативном пространстве, выбирая внешность, окружение и род деятельности по вкусу. Казалось бы, эскапизм в чистом виде — но цифровая реальность не так иллюзорна, как кажется на первый взгляд: помимо любования райскими пейзажами и ролевых игр платформа также дает возможность получить вполне реальное образование, поучаствовать в научной конференции, развернуть собственный бизнес, запустить арт-проект и даже посетить психотерапевта. T&P выбрали 8 перспективных проектов новой «Матрицы».

SciLands: архипелаг науки

Second Life используют в качестве платформы множество библиотек, университетов, правительственных и других организаций. Некоторые из них предпочитают действовать в одиночку, другие собираются в агломерации. Такая стратегия помогает обогатить друг друга в плане идей и привлечь больше посетителей.

В виртуальном мире сегодня действует остров SciLands, собравший несколько организаций из области науки и технологий. Изначально его делили между собой только представительства NASA и Международного музея космических полетов, однако позже к ним присоединились NOAA (Национальное управление океанических и атмосферных исследований), Имперский колледж Лондона, Денверский университет, музей Exploratorium и другие организации.

На SciLands есть 3D-модель кратера Виктория на Марсе, симулятор полета сквозь область урагана, модель цунами, которая позволяет изучить, как формируются гигантские волны, симулятор сбора данных в атмосфере Земли с помощью воздушного шара, виртуальная поликлиника, симулятор процесса ликвидации нефтяного разлива, обучающая модель для составления карты моря и другие интересные вещи. Каждую неделю здесь проходят дискуссии NPR’s Science Friday, в рамках которых обсуждаются самые разные темы. SciLands позволяют пользователям Second Life учиться в рамках компьютерного мира и в том числе открывают множество новых горизонтов для людей с ограниченными возможностями, которые иначе не смогли бы принять участие в практических занятиях.

British Council Islands: уголок для англофилов

Три острова Британского совета в Second Life, которые раньше были доступны только его студентам младше 17 лет, с 2011 года открыты и для взрослых пользователей со всего мира. Здесь можно бесплатно или за скромную сумму не только изучать английский язык, но и осматривать реплики британских достопримечательностей: действующие трехмерные модели London Eye, Carnaby Street и центрального спортивного стадиона, где предлагают виртуально поиграть в футбол. Еще на островах можно познакомиться с историями жизни знаменитых британцев и пройти языковые квесты с поиском ключей и решением задач на английском языке. На своих островах в Second Life Британский совет также проводит множество мероприятий для студентов и преподавателей, но они остаются закрытыми для пользователей со стороны.

Mesh Agency: бизнес на аватарах

Чтобы играть в Second Life, необходим аватар. Чтобы по-настоящему получать удовольствие от процесса, он должен быть хорош собой, причесан, одет и обут, обучен правильной походке и мелким движениям (или, например, танцам). Все это дается не сразу, и, как правило, для того чтобы стать красавчиком в виртуальной реальности, нужно приложить столько же усилий, сколько и в реальной жизни. Заготовки для аватаров — так называемых «мешей», — можно купить на MarketPlace, сделать самому в программе по работе с трехмерными изображениями или приобрести — все целиком или по отдельности, — в специальных магазинах за вполне себе настоящие деньги. Хорошо проработанный аватар «с рук» может стоить порядка 3800 Linden долларов (240 Linden долларов приблизительно равны одному американскому доллару), купленный у дизайнеров или сделанный на заказ — еще дороже. Аватар можно одеть, причесать, поселить и устроить на работу по своему вкусу. Для этого в Second Life можно купить любые модели разной степени детализации: полки со свежеиспеченными булочками в пекарню, чашки с чаем на кухню, конюшню во двор, кровать в спальню, змееподобные косички на голову и так далее.

Самый прибыльный бизнес в этой области получился у агентства Mesh Agency, которое нанимает 3D-дизайнеров и продает созданные ими предметы: прически, обувь, одежду, объекты, здания и целые аватары. Например, пара туфель здесь может стоить от 8 до 30 $. Также компания сотрудничает с sales-менеджерами, которые помогают распространять ее продукцию в Second Life и за ее пределами. Сотрудники Mesh Agency могут «работать» в виртуальном офисе компании, используя аватары, или оставаться в стороне, создавая модели в реальном мире.

Online Therapy Institute: работа с людьми

Secondlife.com

Secondlife.com

Online Therapy Institute в рамках Second Life предлагает обучение для будущих коучей, психотерапевтов, супервизоров, бизнес-тренеров, менеджеров и других специалистов, которые занимаются поведением и душевным здоровьем. Здесь есть практические онлайн-модели отношений, которые позволяют отработать свои профессиональные навыки, попрактиковаться в иностранном языке по специальности и провести наблюдения для поддержки теоретических работ. За пределами виртуальной реальности институт не работает, но при этом организация выдает дипломы, которые пригодятся и в «первой» жизни.

Accelerated Recovery: виртуальный психотерапевт

Spiegel.de

Spiegel.de

Пациенты центров Accelerated Recovery посещают психотерапевта в Second Life. В рамках программы лечения алкогольной зависимости они сначала проходят интенсивный двух- или трехнедельный курс в реальных центрах, а после этого отправляются домой — и там их ожидают все знакомые соблазны. Здесь виртуальная реальность становится по-настоящему полезной: в течение последующих девяти или двенадцати месяцев пациенты встречаются с психотерапевтом в рамках Second Life.

На «острове» клиники здание реабилитационного центра воссоздано во всех деталях, и люди могут приходить туда в форме аватаров, чтобы встретитьcя с аватаром своего врача. Внешность последних здесь почти не отличается от реальной. Во время бесед используется аудио и чат, так что пациенты слышат и голос своего терапевта.

Специалисты отмечают, что после таких сеансов их клиенты не только «ощущают, что побывали где-то вне дома», но и «больше откровенничают и говорят более прямо» благодаря феномену «сетевой расторможенности», который также можно наблюдать при обычном общении в чатовых программах. По словам терапевтов, такая форма консультации помогает развить у пациентов «наблюдающее Я», которое позволяет им взглянуть на себя и свои поступки более объективно и рационально. «Возможно, именно общение с помощью аватара позволяет симулировать работу наблюдающего Я», — уверены специалисты Accelerated Recovery.

Virtual Reality Medical Center: борьба с фобиями

В Калифорнии работает сеть Virtual Reality Medical Center, которая специализируется на лечении фобий. С помощью действующих трехмерных моделей пугающих явлений в Second Life специалисты помогают пациентам побороть страх перед полетами, публичными выступлениями, высокими этажами, закрытыми пространствами и даже пауками. Компания Virtually Better предлагает похожие услуги в штате Джорджия.

Американские военные тоже используют виртуальную реальность: здесь, в частности, действует платформа, которая позволяет симулировать драматические военные события. К визуальной информации можно добавлять звуки и запахи: вонь, которая исходит от горящей резины, или молитвы на арабском языке. Психотерапевты используют такие модели для того, чтобы их пациенты-ветераны с ПТСР смогли вернуться к своим болезненным воспоминаниям и проработать их.

MyBase: симулятор американской авиабазы

Военно-воздушные силы США также создали несколько «островов» и «регионов» в Second Life для обучения своих потенциальных и действующих сотрудников. Сюда входит и MyBase — виртуальная авиабаза для рекрутинга, тренировки, обучения и проведения тренировочных операций. Ее создатели преследовали не только образовательные, но и популяризаторские цели, поскольку база рассчитана на пользователей со стороны. «Мы разработали разные роли для того, чтобы люди могли оценить нашу базу в Second Life со всех сторон: каково быть военным или судовым священником, медиком, участником курса молодого бойца или пилотом», — рассказывают авторы идеи. Пользователи, которые посещают MyBase, могут также «телепортироваться» или совершить облет территории виртуальной базы ВМС, которая располагается на морском острове неподалеку. Кроме того в рамках MyBase действует OneSource — территория для военных, членов их семей и друзей, которые в реальном мире находятся далеко друг от друга, но могут приходить сюда и общаться друг с другом.

Ten Cubed и фильмы машинима: трехмерное искусство

В рамках Second Life пользователи также могут проводить выставки, снимать кино, заниматься хореографией и делать все остальное из списка вещей, которые в реальной жизни называется искусством. Например, галеристы Хэйн Шогнесси и Рус Деймон наняли архитектора из Нью-Йорка Бенна Данкли, чтобы создать в виртуальном мире свой выставочный зал Ten Cubed. На его открытии свои работы представили пятеро художников, которые в обычной жизни занимаются современным искусством. В Ten Cubed можно рассмотреть и даже купить как виртуальные, так и реальные произведения. В рамках игры также работает Сrossworlds Gallery — openspace для представителей искусства в Second Life, — и другие выставочные залы.

Для киносъемок в виртуальном мире есть особый жанр — машинима. Это короткометражное кино, снятое с помощью 3D-графики и технологий из области видеоигр. Кроме того, здесь существуют театральные постановки, в которых роли исполняют аватары (впервые на профессиональном уровне в Second Life поставили, конечно же, отрывок из «Гамлета»), и фестивали театра: например, комедийный Virtually Funny Comedy Festival. В рамках игры работают балетные труппы (причем для каждой постановки музыка и хореография создается отдельно) и проходят живые танцевальные шоу, созданные коллективом La Performance. Нередко для пользователей участие в Second Life становится также платформой для литературной карьеры. Рассказы и романы, посвященные опыту «виртуальности», пишут многие, и некоторые авторы даже находят в игре коллег. Например, роман «Second Life Love», который сейчас продается на Amazon, был написан в форме диалога двумя пользователями: Пером Олсеном и Ли Ганг Кин, которые в реальной жизни ни разу не видели друг друга.

Искусство Second Life, конечно, пока не может тягаться с реальным. И все же в мире с «населением» более чем в миллион человек возможностей для творческого самовыражения более чем достаточно. Вполне возможно, однажды в этой сфере появится художник или режиссер, которому окажется под силу создать произведение, одинаково популярное в обоих мирах. И матрица, щедро опыляемая идеями, позаимствованными из реальности, вернется к истокам, постепенно стирая границы между биологической действительностью и жизнью «в цифре».