Еще один способ получать знания и навыки — это устроиться на стажировку в профильную компанию. Чем занимаются такие интерны: приносят кофе или получают реальный практический опыт работы? Платят ли за это деньги и есть ли смысл тратить свое время? На эти и другие вопросы T&P отвечают в рубрике «Первый опыт». Анна Маркова прошла стажировку в компании Henkel, где помогала с разработкой внутреннего сайта, представляла новый проект перед топ-менеджерами, путешествовала по Германии и училась работать в многонациональной команде.

Место

В прошлом году я проходила стажировку в компании Henkel. Для меня это был крайне позитивный опыт, который изменил мои планы на жизнь и очень многому научил. Находясь на последнем курсе Магистратуры СПбГУ, я не могла себе представить, что через полгода окажусь на стажировке в штаб-квартире одной из крупнейших FMCG компаний мира в Германии, а затем перееду в Москву и продолжу работать в компании в качестве полноценного сотрудника. Все изменил случай: я решила принять участие в конкурсе инновационных идей компании Henkel Innovation Challenge (HIC).

Сегодня Henkel — это международная компания, производящая известные всем бренды и работающая в трех основных направлениях: Laundry & Home Care («Чистящие и моющие средства»), Beauty Care и Adhesive Technologies («Клеи и технологии»). Ежегодно компания проводит конкурс инновационных идей, в котором принимают участие студенты со всего мира. Благодаря конкурсу студенты получают возможность попробовать себя в роли менеджеров по развитию бизнеса и побороться за главный приз — кругосветное путешествие стоимостью 10 тысяч евро. По итогам конкурса лучшие команды встречаются с глобальными топ-менеджерами. Впоследствии многие студенты проходят стажировку или устраиваются на работу в Henkel.

Как попасть

Попасть на стажировку мне во многом удалось благодаря участию в Henkel Innovation Challenge (HIC) — наша команда стала первой в России и заняла второе место на международном финале конкурса в Шанхае.

О HIC я узнала через кафедру факультета международного менеджмента в институте. До этого я участвовала в других чемпионатах, например, в Changellenge и McKinsey Case Championship. HIC заинтересовал нестандартным заданием: по условиям конкурса было необходимо разработать концепцию продукта для одного из бизнес-подразделений компании, который был бы востребован потребителями в 2050 году. При этом, проект должен был соответствовать принципам устойчивого развития, то есть его производство и использование должны быть безопасными для окружающей среды.

Заявку на участие в конкурсе мы подали с моим одногруппником, c которым мы уже к тому времени выступали вместе в команде на других чемпионатах. Мы представили проект антистрессового кондиционера для белья. Формула кондиционера позволяет справляться со стрессом и управлять сновидениями человека благодаря особым нано-частицам в составе продукта. Управлять этими частицами предполагалось с помощью смартфона. По итогам отборочного тура нас в числе десяти лучших команд со всей страны пригласили в Москву на российский финал конкурса, где мы снова одержали победу.

В Шанхае мне удалось познакомиться с представителями отдела HR. Обсудив с ними свои возможности, я решила подать заявку на стажировку в головном офисе Henkel в Дюссельдорфе, что при желании может сделать каждый через веб-сайт компании. Далее последовало несколько туров собеседования — телефонное интервью и личная встреча с представителями компании. Конечно, участие в финале HIC дало мне определенные преимущества: я многое узнала о компании и даже получила возможность лично пообщаться с CEO Henkel Каспером Рорштедом. Однако, несмотря на это, собеседование нельзя было назвать простым: прямо во время встречи мне предложили решить несколько кейсов. К примеру, одно из заданий было связано с разработкой комплексного подхода по продвижению и продаже противоударной пленки для смартфона.

Обязанности

Стажировка проходила в сфере маркетинговых коммуникаций в команде глобального брэндинга B2B подразделения Adhesive Technologies. В магистратуре я изучала логистику, но именно после конкурса поняла, что хочу работать в сфере маркетинга.

С первых дней я погрузилась в настоящую работу. В мои обязанности входили обновление веб-сайта брендов подразделения, помощь в разработке внутреннего портала компании, взаимодействие с подрядными организациями. Я также занималась составлением протоколов встреч. Это, кстати, очень полезный навык, который помогает и в настоящее время, когда у тебя большое количество встреч, результаты которых нужно донести до различных отделов и сотрудников. Помню, как меня впервые попросили «to take the minutes» (вести протокол), я тогда не понимала, что за минуты я должна брать, куда и зачем.

Что меня удивило с самого начала, так это высокий уровень доверия и ответственности, который компания готова возложить на стажеров. Их воспринимают как полноправных членов команды, советуются и прислушиваются к их мнению. Однажды мне даже доверили презентовать новый для всех стран проект на глобальной встрече перед топ-менеджментом Henkel. Вместе с моим ментором, менеджером по маркетингу, мы работали над проектом по введению новых норм стандартизации маркирования химических товаров. Новая европейская стандартизация CLP (classification, labeling and packaging) предполагала размещение на упаковках химических веществ ряда специальных маркировок. Наша задача заключалась в информировании клиентов о предстоящих изменениях, а также о том, что такая процедура является частью европейских норм стандартизации и никак не влияет на изменение качества привычных всем продуктов Henkel. В ходе разработки проекта мой руководитель, к сожалению, заболела, поэтому ответственной за проект временно была назначена я. Было очень волнительно, но невероятно интересно! Мне помогли другие члены команды, а также мой ментор, которая поддерживала меня и давала советы по телефону. Презентация прошла успешно — недостаток опыта был компенсирован уверенностью в себе, качеством, которое мне удалось развить благодаря постоянной практике выступлений во время учебы и участия в различных кейс-чемпионатах.

Жизнь в Дюссельдорфе

Дюссельдорф — столица земли Северный Рейн-Вестфалия. Это небольшой по российским меркам (600 000 человек) город, очень ухоженный, с большим количеством парковых зон. Исторический центр гармонично уживается с постройками в стиле модерн, создающих единый ансамбль под названием «Медийная Гавань». Первое время в Германии я жила в соседнем городе Кельне и ездила на работу в Дюссельдорф на поезде. Время в пути между городами составляет всего 20 минут — смешное расстояние для жителей российских мегаполисов, таких как Москва или Санкт-Петербург. Жители этих невероятно похожих, расположенных по соседству вдоль русла одной реки городов недолюбливают друг друга и постоянно соперничают за звание лучшего во всем: красоте архитектуры, местном пиве, карнавале и т.д. Неподвластная местным предубеждениям, я ежедневно перемещалась между этими одинаково прекрасными, по моему мнению, городами. Путешествия стали неотъемлемой частью моей жизни в Германии — поехать на выходные в другие регионы страны, заглянуть в Голландию или вовсе слетать в более отдаленные страны ЕС просто и вполне приемлемо по цене.

Корпоративная культура

Штаб-квартира Henkel представляет собой целый город внутри Дюссельдорфа. Все здания расположены вдоль улицы Henkelstrasse. Многие сотрудники перемещаются между корпусами на велосипедах, настолько большую территорию занимает комплекс. На территории есть пожарная станция, поликлиника и даже детский сад.

Корпоративная культура Henkel едина для всех офисов компании в мире и основывается на философии многообразия и вовлеченности (Diversity & Inclusion). Другими словами, компания стремится использовать свою многонациональную команду, ее культурные ценности и особенности как преимущество и создавать атмосферу, где все сотрудники чувствуют значимость и ценность своей работы. Я работала в интернациональной команде, в которой были русские, французы, американцы, англичане, бельгийцы и, конечно же, немцы. Все они прекрасно владели английским, поэтому языковых барьеров не возникало. В Москве также работает многонациональная команда, в компании вообще приветствуется ротация сотрудников между подразделениями и офисами в разных странах.

Если говорить о межкультурных различиях, я заметила, что русские очень похожи на европейцев, но совершенно отличаются от представителей азиатской культуры. Европейцы так же, как и русские, более ориентированы на общий результат, способны быстро принимать решения. Представители азиатских стран уделяют много внимания деталям, более кропотливы в работе и осторожны в принятии решений. Несмотря на культурные различия, мы всей командой отмечали местные праздники, например, карнавал — главное событие года в этом регионе Германии. По традиции в один из дней карнавала женщины имеют право отрезать ножницами галстук любого мужчины — это символизирует окончание рабочего дня. После все переодевались в красочные карнавальные костюмы и вместе шли отмечать праздник.

Сегодня я с теплом и улыбкой вспоминаю наши кофе-брейки и общие ужины стажеров, которые мы организовывали для знакомства c культурой той или иной страны. Многие теперь стали моими коллегами в других странах, так же, как и я, присоединившись к Henkel после окончания стажировки.

Планы

Сегодня я работаю в московском офисе Henkel в отделе маркетинга подразделения Laundry and Home care — это пример того, что благодаря стажировке у молодых специалистов есть все шансы стать полноценными сотрудниками компании.

В Henkel существует философия ротации сотрудников «Triple two» («Три по два») — компания поощряет работу в двух различных бизнес-подразделениях, в двух различных профессиональных сферах деятельности и в двух разных странах. Такой подход способствует личностному росту и помогает лучше разобраться в деятельности компании. Мне посчастливилось выполнить две ротации из трех: я работала в Германии в клеевом бизнесе компании, а теперь в России занимаюсь развитием бренда Vernel. Поэтому в будущем хотелось бы совершить еще одну ротацию, возможно даже в другой стране, — попробовать себя в другой сфере деятельности, например, в продажах.

Ребятам, которые задумались о дальнейшей карьере, я могу посоветовать только одно: используйте все имеющиеся возможности, участвуйте в различных чемпионатах и конкурсах, не бойтесь выдвигать самые смелые и неординарные идеи, и тогда обязательно все получится.