Многообразие цветов для нас — дело обычное. Сейчас, когда тысячи оттенков можно найти даже в простейшем визуальном редакторе, сложно представить, что раньше человечество жило в гораздо менее цветном мире. Оказывается, самые редкие цвета, например лазурит, хранятся в Центре Штрауса Гарвардского художественного музея.
Некоторые красители были настолько редки, что по цене приравнивались к золоту, а их продавцы по умолчанию обладали большой властью. Например, в Средние века лазурит, который добывали в Афганистане, стоил дороже всех драгоценных металлов. В коллекции Центра Штрауса — около 2 500 самых редких в мире оттенков. Некоторые образцы — настоящие музейные экспонаты: эти пигменты не найти в открытом доступе, не купить в художественном магазине, и их не используют в производстве.
История гарвардской библиотеки пигментов началась с Эдварда Форбса, который занимал должность директора художественного музея Фогга в Гарварде с 1909 по 1944 год. Форбс заинтересовался пигментами в 1899-м, когда приобрел картину XIV века «Мадонна с младенцем и святыми» и вскоре заметил, что состояние полотна быстро ухудшается. Так Форбс начал серьезно изучать процесс создания картин и годами собирал различные оттенки со всего света. Одной из целей его путешествий стала проверка подлинности картин, в том числе и классических итальянских полотен из его личной коллекции. Спустя много лет библиотека пигментов Форбса разрослась до 2 500 уникальных образцов.

© Zak Jensen & Andrea Shea/WBUR
Нынешний директор Центра Штрауса и хранитель коллекции Нараян Кхандекар за последние 10 лет добавил в библиотеку множество современных пигментов. На сегодняшний день коллекция используется в основном для научных исследований и анализа подлинности художественных произведений. «В наше время художники используют любые материалы, чтобы облечь свою мысль в физическую форму. Это могут быть куски пластика, банки, что угодно. Мы должны уметь идентифицировать множество различных материалов, которые производятся промышленно, а также специальные, те, что предназначены для художников», — отмечает Кхандекар. Специалисты Центра Штрауса изучают пигменты с помощью методов масс-спектрометрии и газовой хроматографии. Например, в 2007 году лаборатория центра помогла доказать, что «вновь найденная» картина Джексона Поллока является подделкой: анализ пигмента показал, что использованный цвет (а именно Ferrari Red) был изобретен через 20 лет после смерти художника. Нараян Кхандекар выделяет несколько особенных образцов коллекции:

Синтетический ультрамарин (Synthetic ultramarine)
Был открыт в 1826 году в рамках конкурса. Изобретение синтетического ультрамарина позволило художникам не покупать натуральный по цене золота.

«Коричневая мумия» (Mummy brown)
Этот редкий оттенок получали из смолы: ею пропитывалась ткань, в которую были завернуты настоящие мумии. Этот оттенок коричневого, содержащий аммиак и частицы жира, был очень популярен в

Цезальпиния (Brazilwood)
Этот пигмент, полученный из тропического дерева цезальпинии, использовали в текстильной и кожевенной промышленности, при изготовлении чернил, красок и лаков. Также красная древесина цезальпинии применялась для изготовления скрипок, оружия и мебели.

Кверцитрон (Quercitron)
Пигмент кверцитрон получают при перемалывании коры черного дуба Quercus velutina. Он растет в США, а в Европу его завезли в конце XVIII века.

Аннато (Annatto)
Аннато — натуральный оранжевый краситель — очень распространен в наши дни. Его используют в производстве сливочного масла, сыра и косметики. Получают аннато из семян одноименного кустарника, который растет в Центральной и Южной Америке.

Лазурит (Lapis lazuli)
Лазурит производили из одноименного минерала, который добывали в Афганистане. В Европе он ценился больше золота, пока не был изобретен синтетический синий пигмент.

«Кровь дракона» (Dragon’s blood)
Этот ярко-красный пигмент получают из ротанга (ротанговой пальмы), а не из дракона.

Кошениль (Cochineal, кармин)
Натуральный красный краситель получают из самок жуков кошенили. Он до сих пор используется в косметике, парфюмерии и еде.

Кадмий желтый (Cadmium yellow)
Желтый кадмий появился в середине XIX века и стал невероятно популярен среди импрессионистов. В начале XX века распространился красный кадмий. Кадмий — тяжелый металл, он достаточно токсичен, однако его активно используют в промышленности. Вплоть до 70-х годов именно этим оттенком окрашивались детали Lego.

Изумрудно-зеленый (Emerald green)
Этот цвет популярен не только у художников, но и у дезинсекторов: им красят стволы деревьев для защиты от насекомых. Крайне токсичен. Именно этого цвета фон автопортрета Ван Гога, посвященного Полю Гогену.

Индийский желтый (Indian yellow)
В коллекции Центра Штрауса есть редкий образец индийского желтого — красителя, полученного из мочи коров, которые питались только листьями манго. Производство пигмента прекратили из-за вреда здоровью животных.
Комментарии
Комментировать