Композиторы, ученые и инженеры занимаются звуковыми ландшафтами уже в течение ста лет. Они фиксируют шумы от природных и антропогенных источников, используют их в своих сочинениях, проектируют идеальные с точки зрения звука пространства, занимаются проблемой шумового загрязнения городов. В преддверии фестиваля объемного звука Soundscape, который состоится в «Никола-Ленивце» в эти выходные, T&P выбрали 8 мест на Земле — городов и природных комплексов, — которые можно послушать.

Soundscape — это звуковой ландшафт, система разных звуков, которая существует в окружающем пространстве и воспринимается человеком. Эти звуки могут быть природными и антропогенными. Термин «soundscape» придумал канадский композитор, исследователь и защитник окружающей среды Рэймонд Шафер. Озадаченный ростом важности визуальной среды, он создал понятие акустической экологии, предметом которой является снижение уровня шума. Его проект World Soundscape, созданный на рубеже 60–70-х, был посвящен растущему шумовому загрязнению, каталогизации звуков и акустических сред, в том числе в Европе. В их архивах можно найти, например, почасовой расклад звуков английской деревни, по которому видно, во сколько начали квакать лягушки, мычала корова и когда пролетел самолет, или послушать одну из гаваней Ванкувера. Важными работами проекта стали эссе «Музыка окружающей среды» («The Music of the Environment») с примерами звукового дизайна, «Настройка мира» («The Tuning of the World») и справочник по акустической экологии («Handbook for Acoustic Ecology»). Его исследовательская деятельность отразилась и на творчестве: он использует в музыке звуки прибоя, гул улиц Ванкувера, шум озера («Music for Wilderness Lake»). В 1993 году работа активистов выросла до Международной организации акустической экологии

Сама история «soundscape» начинается до исследований Шафера, а именно в 1913 году с манифеста итальянского футуриста Луиджи Руссоло «Искусство шумов», где в историю музыки включается и домузыкальный период с природными звуками. Для воспроизведения шумов Руссоло вместе с художником Уго Пьятти сконструировал специальные шумоинтонаторы. Позднее основатель футуризма Филиппо Маринетти создал работу «Un paesaggio udito» («Услышанный пейзаж»), в которой он сопоставил звуки, полученные в разных условиях нескольких физических пространств. После Второй мировой войны французский композитор и инженер Пьер Шеффер систематизировал звуки для своих композиций, его коллекции после использовали многие саунд-художники.

В 1970-х оксфордский профессор математики Майкл Герзон собрал систему пространственного звука Ambisonics — с ней появилась возможность создавать звуковые сферы, окружающие исполнителя и слушателя. Одна из особых разновидностей Soundscape — это восстановление звуковой среды определенной местности на основе записанных впечатлений жителей. Исследователи Soundscape, отталкиваясь от идеи Джона Кейджа о том, что весь мир — это композиция, изучают сами звуки, отношение людей к ним и рассматривают варианты изменения акустической среды для человека.

Сегодня Soundscapes активно используются в электронной музыке (Люк Феррари, Барри Труа). Звуки также можно синтезировать с помощью автоматизированных методов программного обеспечения, таких как созданная в Принстоне система звукового дизайна TAPESTREA. Soundscapes используются в акустических устройствах для помощи слепым.

Национальные парки США

Короткий фильм о преимуществах тишины перед бесконечно шумным городом. Его автор, исследователь Берни Краузе, собирал самый большой архив звуков живой природы и городов в течение 40 лет.

Андрей Долматовский

технический директор фестиваля Soundscape:

«Характер звуковых отражений сильно отличается, а также сопутствующий им бытовой шум. В парке отражения звучат мягко и с демпфирующим эффектом, так как звук отражается от стволов деревьев, листьев, ориентированных плоскостями в направлении солнечного света, мягкой и сложной формы поверхности земли. В композицию добавляется шелест листьев, пение птиц, жужжание насекомых, возгласы играющих детей и так далее. В городской среде характер отражений сильно зависит от архитектурных особенностей конкретного места и сопутствующих звуков транспорта, сигналов светофора, шагов и разговоров прохожих. В замкнутом пространстве звуковая картина сильно зависит от материала облицовки поверхностей, их толщины, от конфигурации помещения. Прямоугольная комната со стенами из кирпича или бетона будет очень гулкой и звонкой, театральный зал с рядами сидений и множеством мягких поверхностей будет создавать очень мягкие отражения, оставляя звуковые события разборчивыми».

Лиссабон

Исследование музыкальных возможностей прибрежного европейского города: море и корабли, колокола и сирены пожарных машин, гул поездов, шум универмагов и аккомпанемент сотни музыкантов.

Леса Англии

«Живые симфонии» — шумы диких животных, растений и атмосферных явлений, записанные в английских лесах и преобразованные в музыку.

Токио

Модель столицы Японии в сопровождении реальных записанных звуков и написанной музыки, отражающей настроение Токио.

Карелия

Поезд едет, птицы поют.

Шведская симфония

Из звуков городов Лунд и Мальме получается концептуальный музыкальный трек.

Бирмингем

«Записки слепнущего человека» — интерактивный VR-проект, основанный на аудиодневниках писателя и почетного профессора-религиоведа Бирмингемского университета Джона Халла, который постепенно терял зрение и полностью ослеп в 1983 году.

Андрей Долматовский

технический директор фестиваля Soundscape:

«Звук зависит от материала и текстуры поверхностей, от которых отражаются звуковые волны в месте расположения звуковой инсталляции. Твердые и ровные поверхности создают отражения, подобные зеркальным, а шероховатые, пористые, мягкие или сложной формы поверхности рассеивают звук, способствуя минимизации звуковых отражений. Это важно учитывать при проектировании, так как звуки с быстрой атакой, резкие и ритмичные, не должны быть размытыми отражениями. Протяжные и плавные звуки, наоборот, благодаря отражениям могут приобрести дополнительный окрас и объем. Многие музыканты наверняка замечали, что пустой зал часто звучит гулко, с большим количеством отражений звука, а когда в зале оказывается большое количество публики, звук становится более разборчивым и приятным. Это как раз связано с тем, что публика в этот момент является основным звукопоглотителем и звукорассеивателем за счет сложной формы, материалов одежды и так далее».

Антарктика

Почувствуйте себя в прохладной Антарктике с морскими котиками, пингвинами и чайками.