Небольшие СМИ редко могут позволить себе заниматься серьезной журналистикой. Заработать на ней сложно, и выживать удается либо за счет развлекательного контента, либо благодаря грантам. Но новые технологии позволяют создавать новые модели медиабизнеса. Старший редактор Quartz Гидеон Личфилд 30 ноября на конференции MediaMakers-2016 расскажет, как конкурировать с крупными изданиями, если у вас в команде семь человек, включая водителя. В интервью «Теориям и практикам» он объяснил, почему не обязательно быть медиагигантом с огромным штатом сотрудников, чтобы получить Пулитцеровскую премию.

Если все компьютеры заняты, это еще не редакция

Новые медиа — это не только и не столько новые технологии. Это другие подходы вообще ко всему. В частности, к организации рабочего процесса. К примеру, можно построить кросс-функциональную команду. Скажем, классический репортер, аналитик, программист и SMM-специалист берутся вместе за одну и ту же историю и делают совместный репортаж. В традиционной редакции каждый из них принадлежал бы к отдельному департаменту или, по крайней мере, просто сидел бы в своем углу и выполнял свои задачи, не особенно вмешиваясь в дела другого, пусть и сотрудничая. А мы берем и сажаем их за один стол. Да что там — за один десктоп. И пускай каждый внесет свой вклад.

Еще один подход: создавать команду исходя из человеческих и профессиональных особенностей. Например, в традиционных СМИ вы, вероятнее всего, увидите рядом редактора и репортера, которые разбираются в одной и той же предметной области. Но знаете что? Эффект может быть совершенно новым и неожиданным, если объединить их иначе, несмотря на то что у них могут быть разные компетенции. Надо менять угол зрения и экспериментировать. Если все компьютеры в вашем ньюсруме заняты, это еще не значит, что у вас редакция. Важно, чтобы все работало эффективно и живо. Это и есть новые медиа.

http://qz.com/

http://qz.com/

Маленькие большие медиа

Я думаю, больше не существует никаких рамок. Ни количество человек в редакции, ни деление по позициям и ставкам не имеет большого значения. Есть множество крайне успешных и при этом немногочисленных коллективов.

Например, InsideClimate News — там всего около дюжины сотрудников, и на счету у этих ребят, между прочим, Пулитцеровская премия. В La Silla Vacia работает вообще меньше десяти журналистов. И именно эта команда делает ужасно важную медийную работу в своей родной Колумбии.

Есть еще примеры небольших, но громадин, если вы понимаете, о чем я. Конечно, таким коллективам разумнее отказаться от каких-то позиций, которые способно позволить себе большое издание. Например, функционал корректора или фактчекера вполне может взять на себя основной редактор.

С войны на кинофестиваль

Вообще, я бы сказал, современному медийщику стоит воспитывать в себе универсальность. Но только в том, что касается профессиональных навыков. То есть, понятное дело, вы должны одинаково хорошо писать тексты, искать к ним иллюстрации, управляться с социальными сетями, снимать и даже, может быть, немного кодить. Но не стоит искать универсальности в тематике. Сложно, когда журналист знает обо всем понемногу. Лучше разбираться в конкретной теме глубоко.

Все меньше и меньше успешных журналистов, которые сегодня ведут репортаж с войны, а через неделю — с образовательного форума или кинофестиваля. Специализация становится все важнее, компетенция — все востребованнее. Поэтому создавайте свой личный бренд. Определяйте себя в карьере через дело, в котором вы разбираетесь. Во времена информационной перенасыщенности людям важно, чтобы вы были экспертом. Всего понемногу они и сами давно нахватались.

http://qz.com/

http://qz.com/

Конкурировать не конкурируя

На первый взгляд может показаться, что сложно занять место в фокусе внимания аудитории, если вы работаете на одном поле с медийными гигантами, а в вашей команде семь человек, включая водителя. Но вы можете конкурировать, не конкурируя напрямую. Вместо этого найти свою нишу, особый стиль, какую-то очень определенную тематику или уклон. Вы можете занять еще не занятое место. Люди много чего читают, и это доказывает только одно: они готовы читать еще больше.

Что касается медиа как бизнеса, здесь тоже есть новые подходы. В некоторых странах — их не так много — все-таки возможно создать успешный доходный бизнес из средства массовой информации, которое будет заниматься исключительно журналистикой. Но все же для большинства необходим симбиоз. К примеру, сочетать развлекательную тематику и серьезную репортерскую. Репортерская часть теряет при этом деньги (ну или почти не зарабатывает), а развлекательная часть поддерживает ее, фактически субсидирует.

Во множестве стран серьезная журналистика выживает исключительно благодаря грантам, филантропам и прочим чудесам. Но я видел кейсы новых моделей ведения медиабизнеса, где журналистика живет на средства смежных предприятий. Случается даже, что журналистские расследования превращают в сценарии фильмов или сериалов и доход от этого идет в медиа.

http://qz.com/

http://qz.com/

«News for busy people»

Не технологии меняют наш мир и медийную картину — мы сами это делаем. Человек стал иначе распоряжаться своим временем. Это, в свою очередь, создает новые технологии. А уже новые технологии изменили структуру и природу создания новостей как таковых. Теперь вы осведомлены практически круглые сутки. Мало кому из активных людей удается хотя бы полдня побыть в неведении. Вы постоянно в курсе информационной картины дня, не так ли? «News for busy people» — это концепция создания новостей с пониманием всего вышеперечисленного. Свободного времени у занятых людей мало. И надо сделать так, чтобы это свободное время человек предпочел провести с вами и вашим продуктом.

При этом я уверен, что аудитории еще очень долго будут нужны традиционные медиа. Печать и телевидение никуда не денутся. С одной лишь оговоркой: ребята, которые делают все это по старинке, должны куда четче понимать, кто и почему их смотрит и читает, в какой момент дня и в какой день недели, а также в чем ценность их конкретного продукта. Это все должно быть учтено, и тогда есть шанс остаться на плаву.