В постоянной рубрике на T&P студенты, которые уехали учиться за границу, рассказывают о разнице в подходе к обучению и делятся впечатлениями от перемены обстановки. Как выбрать профессию, если не знаешь, чего хочешь, а с ЕГЭ все пошло не так? В новом выпуске студентка второго курса немецкого Университета прикладных наук Macromedia Дана Фадина вспоминает, как попала на учебу в Германию, перепутав все сроки и условия поступления, и выживала в чужом городе, когда даже подключить вайфай было проблемой.

Дана Фадина, 18 лет

— Где ты сейчас учишься и чему? Почему именно там?

— Вообще я учусь в Берлине в Университете прикладных наук Macromedia (Macromedia University for Media and Communication) на программе «Менеджмент в сфере медиа и коммуникаций» (Media and Communication Management). Но конкретно сейчас я нахожусь в Дублине в университете Гриффит (Griffith College) в рамках «семестра за границей». Можно сказать, что я попала в Германию почти случайно — сама не поняла, как так получилось. Собиралась подавать документы в два университета: один в Берлине, а другой в Амстердаме. С Амстердамом не сложилось: я напутала со сроками и пропустила дедлайн для подачи заявки. Кстати, потом оказалось, что мой одноклассник поступил в этот университет и ему подарили велосипед, потому что он подал документы одним из первых — почти за два года до начала обучения.

— Как возникло желание поехать за рубеж? Где ты училась и работала до отъезда за границу?

— В конце девятого класса я поступила в тогда еще не существующий лицей НИУ ВШЭ (это был первый набор в лицей при Высшей школе экономики). Был достаточно большой для школы конкурс — пять человек на место. В итоге набрали 58 учеников. О процессе обучения было известно мало: обещали индивидуальный план и университетских преподавателей. Это были два года с потрясающими людьми, учителями и одноклассниками, очень высокий уровень свободы и ответственности. Кроме стандартных предметов, я изучала социологию, политологию, культурологию и теорию познания. Было сложно и интересно. Сейчас в лицее учатся почти полторы тысячи человек и это, возможно, очень хорошая, но совсем другая история.

Конец 11-го класса я помню очень смутно. После интересных уроков культурологии, которые могли проходить, например, в «Макдоналдсе», каком-нибудь антикафе или даже на кладбище (выбор места всегда идеально соответствовал текущей теме и был совершенно оправдан), готовиться к ЕГЭ было очень грустно. При этом я совсем не представляла, чем хочу заниматься и куда поступать, поэтому четкой цели и хорошей мотивации тоже не было. Родители считали, что за границей образование лучше, а я не считала тогда почти ничего. Я неплохо знала английский и немного немецкий, но учиться на немецком была не готова. Пришлось выбирать только из англоязычных программ. Мы решили, что в Америке и Британии слишком дорого, про гранты я ничего не знала, да и достижений особо не было. Чего мне хочется от жизни, я не понимала совсем, но в моей семье много слушали «Эхо Москвы», часто ругали Путина, я переживала за митинги на Болотной и Сахарова и с самого запуска смотрела «Дождь». Еще мне нравилось листать журналы. Поэтому программа по медиаменеджменту (на которую я в итоге поступила) показалась мне интересной. В Германии есть возможность учиться почти бесплатно, но выбор англоязычных программ довольно небольшой. Родители сказали, что образование — это важно и они готовы за него платить. Так что одновременно с подготовкой к поступлению в какой-нибудь неопределенный российский вуз на неопределенный факультет я собрала необходимые документы, сдала тест IELTS на знание английского и написала мотивационное письмо для поступления в Берлин.

Дублин

Дублин

ЕГЭ я сдала намного хуже, чем хотела. До сих пор не могу понять, чем занималась на экзамене по математике, пока не очнулась на четвертом, последнем часу и не начала пытаться решить хотя бы пару номеров из части С (в которой предполагаются развернутые ответы). На английском не перенесла ответы одного задания из черновика и потеряла на этом целых семь баллов из ста. В ЕГЭ по русскому сделала пару обидных ошибок, а для ЕГЭ по обществознанию я просто недоучила теорию. Таким образом, надежды на бюджетное место на одном из факультетов, которые я рассматривала в Москве, у меня почти не было. Мне показалось, что учиться на платном отделении за границей не так стыдно, и я стала надеяться на положительный ответ из Берлина. Самое интересное, что если бы я была хоть немного собранной и внимательной, то даже документы в Германию подавать бы не стала. Оказалось, чтобы тебя приняли в немецкий вуз, надо окончить два курса российского университета (или один курс и год подготовительных курсов уже в Германии). Мне повезло. В год, когда я поступала, в университете Macromedia запускали специальную программу для таких, как я: мы учимся в Берлине, но формально числимся в одном из университетов Англии и получим английский диплом. Так из-за череды случайностей и нестрогих логических цепочек в моей голове я оказалась в Берлине.

— Из чего состоит учебный процесс?

— В Берлине пары являются чем-то средним между лекциями и семинарами — почти как обычные уроки в школе. Учебный год делится на зимний семестр (с середины октября до середины февраля) и летний семестр (с середины марта до середины июля). При этом некоторые начинают учиться с зимнего семестра, а некоторые — с летнего. Каждый предмет проходят только в рамках одного семестра. Таким образом, к окончанию университета наберется много-много небольших и довольно узкоспециализированных курсов по моему направлению. Длительность всей программы — семь семестров. Причем третий мы проводим в одном из заграничных университетов, а шестой отводится под практику (без посещения занятий).

Главный филиал моего университета находится в Мюнхене, остальные — в Штутгарте, Кельне, Гамбурге, Милане и Берлине. Берлинский филиал расположен на трех этажах одного подъезда в студенческом районе, Кройцберге. Людей в университете совсем мало, и студенческая жизнь не очень активная. Иногда ребята собираются друг у друга на съемных квартирах и курят травку, которая в Берлине запрещена, но почти не контролируется, или идут в бар. Многие ходят по выходным в клубы и танцуют, все-таки Берлин — столица техно.

Берлин

Берлин

На моем курсе всего около 20 человек. Половина из них — немцы, а остальные — со всего земного шара: из Бразилии, Новой Зеландии, Нигерии и многих других стран. Есть два мальчика из России и один из Киева.

В университете Macromedia система проверки знаний устроена странно и неудобно: во время учебы нет никаких проверок и даже просто заданий, можно не делать совсем ничего. Потом происходит аттестация. Половину предметов надо сдать в виде группового или индивидуального проекта. Это может быть просто какая-то наукообразная работа, а может быть интересное практическое задание. Например, в первом семестре мы делали журнал, а во — втором сайт. Все работы сдаются одновременно. По остальным предметам принимают экзамены.

Сейчас у меня семестр за границей, в дублинском университете Гриффит (Griffith College). Мои баллы за IELTS позволяли выбрать для поездки любой из сотрудничающих с Macromedia университетов. Вариантов было довольно много: от Испании и Франции до США и Австралии. Некоторые из университетов имели определенный фокус в обучении. Так, например, в Париже можно было пройти курс по менеджменту в модных изданиях. Я выбрала Дублин, потому что он понравился мне по отзывам, находился на достаточно высоких местах в разных рейтингах и не требовал дополнительной оплаты. К тому же мне казалось, что будет интересно пожить несколько месяцев в Ирландии.

Сам университет внешне похож на все английские и американские колледжи из кино: единая территория, два корпуса общежития, аудитории, административные здания, кафе-столовая, библиотека, небольшой спортзал, здание студенческого объединения, фотостудия, спортивная площадка и еще много всего. Здесь все устроено не так, как в Берлине: большие аудитории, на парах встречаются студенты разных курсов, а итоговая оценка складывается из письменных работ (или групповых проектов с презентацией для настоящих клиентов) и экзаменов. Так намного удобнее: дедлайны у проектов назначены на разное время в течение ноября, а в начале месяца есть специальная «неделя заданий», которая не считается здесь каникулами, но пар в это время нет. Потом можно до январской сессии спокойно готовиться к экзаменам. Я изучаю четыре курса: понимание аудиторий медиарынка, предпринимательство и инновации, маркетинг и основы экономики.

— В чем основная разница в обучении, если сравнивать с Россией?

— Мне сложно сравнивать обучение в России и за рубежом, потому что в российском университете я никогда не училась. Программы сравнивать тоже некорректно, так как, насколько я знаю, аналогичных программ в России нет (в Высшей школе экономики есть направление «Медиа и коммуникации», но без менеджерской составляющей). В целом по разговорам с моими московскими друзьями мне кажется, что разница в самом подходе. В российских университетах пытаются дать базовое образование, которое не связано напрямую с будущей работой, а получение профессионального опыта во многом — забота самого студента. В Европе преподаватели ориентированы на современный мир и пытаются как можно сильнее приблизить обучение к реальности. По-моему, минусы есть и в том и в другом подходе: сейчас я чувствую, что мне не хватает какой-то базы, которая есть у моих друзей в России.

— Кто твой самый любимый профессор? Почему?

— Здесь, в Дублине, мой любимый профессор — Робби Смит, который преподает понимание аудиторий медиарынка. Он ходит в черных водолазках и вообще внешне очень похож на Джобса, что очень забавно, потому что он довольно часто говорит про Apple. Он знает множество разных кейсов и очень интересно о них рассказывает. Истории могут быть самые разные: про пылесосы, революцию в Ирландии или про последний альбом One Direction.

— Где ты живешь?

— В Берлине я снимала маленькую однокомнатную квартиру, но очень хочу найти кого-то, чтобы делить апартаменты, когда вернусь. Когда только приехала, я совсем не умела искать себе занятия и компанию — было очень сложно. Так получилось, что я стала жить одна в однокомнатной квартире. Из дома выбиралась редко, скучала, грустила и мечтала вернуться обратно. Один раз съездила к тому самому другу в Амстердам: из Берлина туда ходят недорогие и удобные автобусы. К концу года я стала много гулять одна по центру, три раза в неделю ходила на танцы, стало немного легче.

В бытовом плане все было неплохо. Я быстро сообразила, где добывать еду и одежду, помощи у родителей практически не просила — маме звонила только узнать, как дела, и рассказать про свои. Нелегко дались регистрация в Германии, оформление страховки и даже подключение вайфая. Во-первых, на тот момент мне еще не исполнилось 18, что сильно затрудняло процесс. Во-вторых, в Германии действительно много разных бумаг, коммуникация часто происходит через почту (не электронную, а самую обыкновенную), а мой уровень немецкого пока оставляет желать лучшего.

Были и забавные моменты: один раз ключ от моей квартиры сломался прямо внутри замка. Я пошла к хаусмастеру — человеку, который отвечает за благоустройство дома. Он позвонил мастеру по замкам, тот сказал, что их контора не работает (в четверг, в шесть часов вечера), но за 90 евро он может приехать прямо сейчас. Я отправилась ночевать к однокурснице из Южной Африки, которая вместе со своим немецким парнем-рэпером снимает очень уютную квартиру с кроватью из бамбука. На следующее утро я вернулась домой, и оказалось, что хаусмастер, не дозвонившись до ремонтника, сам все починил.

Сейчас в Дублине я живу в кампусе — по условиям Гриффит-колледжа студенты, которые приезжают по обмену, должны жить в общежитии на территории университета. В наших апартаментах есть кухня, две спальни и две ванные. Я делю комнату с француженкой, в другой живут еще одна француженка и немка. Мне очень повезло с соседками. Иногда мы ходим вместе в город погулять или посидеть в баре, а иногда смотрим «Друзей» или пьем вино и играем во французскую версию игры «Крокодил».

Дублин

Дублин

— Какие бонусы дает статус студента?

— И в Берлине, и в Дублине для студентов есть скидки в музеях, некоторых магазинах и в транспорте. В Дублине многие кафе и забегаловки тоже делают специальные предложения для студентов. У университета Гриффит есть даже свой сайт с купонами, но я им еще не пользовалась.

— Над чем ты сейчас работаешь?

— Пар у меня совсем немного, но чтобы хорошо сдать экзамены, надо довольно много заниматься самой. Когда я разговаривала с главой международного офиса университета, он сказал, что на один час лекции приходится три часа самостоятельной работы. В то же время очень хочется побольше общаться с людьми и исследовать Ирландию, поэтому я пытаюсь побольше ходить по городу, куда-то ездить и иногда ходить на местные вечеринки и мероприятия. На Новый год ко мне приедет семья, и я пытаюсь составить для нас какой-то интересный план.

— Каковы твои планы на будущее?

— Самые ближайшие планы — когда вернусь в Берлин, найти какую-то работу или стажировку. Очень хочу стать независимой от родителей в финансовом плане. Найду новое жилье и хорошую компанию и вообще придумаю такой образ жизни, который будет мне близок. Мне нравится следить за разными медиа, играть на гитаре, фотографировать, смотреть кино, танцевать.

Что буду делать после окончания бакалавриата, я не знаю. Пока мне хочется вернуться в Москву, найти работу в медиасфере, поступить в магистратуру. Но, конечно, за время учебы все может поменяться. То, что происходит со мной сейчас, очень интересно. Мне нравится чувствовать, что я могу мыслить шире, чем раньше. Но в то же время я очень люблю Москву: ее темп, архитектуру, людей. Поэтому, несмотря на сложную ситуацию в стране вообще и в медиа в частности, я не могу представить себя постоянно живущей где-то в другом месте.

Фотографии предоставлены Даной Фадиной