Образование за рубежом — хорошая возможность для профессионального роста, и она ближе, чем кажется. «Теории и практики» совместно с проектом «Умная заграница» запускают серию материалов о тактике подготовки к образовательной поездке. В первом выпуске основатель проекта Ксения Соломатина объясняет, как понять, что пора ехать, как выбрать формат и чему, собственно, учиться.

Чтобы не переставать развиваться в профессиональном плане, важно находиться там, где есть возможности для роста. Такое место чаще всего обладает несколькими незамысловатыми характеристиками: во-первых, здесь живут и работают ведущие профессионалы интересующей области; во-вторых, здесь есть доступная инфраструктура для получения и передачи знаний. Как понять, что пришло время уезжать учиться за границу? Если там, где вы сейчас находитесь, возможности исчерпаны, а развиваться дальше хочется — надо ехать.

Но получать опыт можно по-разному. Новые знания могут быть упакованы в разные формы, процесс может быть более или менее динамичным, коротким или продолжительным. Образование — не самоцель, а средство достижения цели, которую нужно поставить. Чего не хватает? Теоретических знаний и целого набора навыков? Значит, подойдет магистратура. Теории хватает, а вот практический опыт отсутствует? Значит, нужно выбирать стажировку. Есть и теория, и практика, но хочется продолжать развиваться в выбранной сфере? Можно попробовать сразу найти работу. И в первом, и во втором, и в третьем случае это будет получением нового опыта, просто каждый формат работает на разные цели.

Ксения Соломатина, «Умная заграница»

Ксения Соломатина

основатель проекта «Умная заграница»

«Чтобы принять верное решение (выбрать учебу, стажировку или работу), надо сначала понять, какой объем знаний вам необходим. Чтобы правильно этот объем определить, нужно посмотреть на то, чем вы занимаетесь, с точки зрения пользы для бизнеса и/или общества. Какие задачи компании или социального проекта вы решаете с помощью своих действий? Что будет показателем качества? Если вам уже сейчас хватает знаний и скиллов, чтобы делать нужные KPI, то можно смело искать работу. Либо стажировку — как трамплин к полноценному офферу. Вузу вы просто не сможете доказать, что вам необходима длительная учеба. А вот летние школы и профильные конференции вполне уместны. Если же вам явно необходимы глубокие теоретические знания, которые вы не можете самостоятельно получить за два-три месяца, то да, в этом случае нужна классическая учеба. И вы сможете объяснить это вузу и грантодателю — но только если изначально будете понимать, зачем вам учиться.

Нам, как жителям постсоветского пространства, часто сложно посмотреть на свою деятельность с точки зрения показателей. Нас никто не учил этому — намного привычнее просто «ходить на работу и что-то делать». Однако у вас будет намного больше шансов, если вы сможете качественно и количественно оценить свои действия. Самому поставить KPI довольно сложно: нужно, чтобы кто-то помог проанализировать ваш опыт, посмотрел незамутненным взглядом».

Но кроме оторванных от реальности желаний, существуют мировые тенденции. Есть новые профессии, где не хватает специалистов, есть приоритетные направления — у каждой страны они свои, но есть и пересечения. Если обобщать, то сейчас востребованные специальности — это образовательные, финансовые, коммуникационно-социальные, лингвистические, технические сферы и все, что связано с экологией. Если нужной специальности нет в списке, надо преломить вашу так, чтобы она касалась одной из этих приоритетных сфер, стала междисциплинарной. И зачастую это не будет компромиссом: самые интересные решения находятся на стыке.

Чаще всего, когда человек принимает решение отправиться учиться за границу, у него уже есть высшее образование, есть основная специальность и даже опыт работы. Все, что остается, — это понять, что делать с уже имеющимся опытом и куда идти дальше. Каких навыков не хватает? С принятием этого решения не стоит торопиться: это база, на основе которой будет строиться весь последующий процесс.

3 первых шага к образованию за границей:

Поставьте четкую цель. Зачем вы хотите поехать учиться за границу? Чего вы хотите добиться? Кем стать и где работать после окончания обучения?

Определитесь с форматом получения знаний. В какой форме достижение цели будет наиболее эффективно? Поедете вы в итоге стажироваться, учиться или сразу работать?

Выберите область знаний, в которой будете развиваться. Ориентируйтесь на свой бэкграунд и условия, которые диктует рынок. Найдите вариант, который позволит вам стать востребованным специалистом.