Чтобы устроить ребенка в «правильную» школу, многие родители готовы вообще на все: например, платить огромные деньги репетиторам и даже переехать. Но оправдывает ли результат все эти усилия? Исследователи из Чикаго пришли к довольно провокационному выводу: обучение в элитной школе не влияет на академические успехи учащихся. The Atlantic подготовил разбор этого исследования, а «Теории и практики» публикуют основные тезисы.

Исследование проводили в Чикаго и его предместьях. Школы, для поступления в которые надо пройти особый отбор, сравнивали с остальными, основываясь на результатах теста ACT (он показывает, насколько школьники готовы к поступлению в колледж). Изучались результаты учеников, поступивших в девятые классы в период между 2008 и 2011 годом. В сравнении участвовали школьники с похожими результатами прошлых тестов, родители которых примерно одинаково вовлечены в учебный процесс. По условиям исследования они должны были проживать в одном районе, но учиться в школах разного уровня. Обычные школы разделили по рейтингу на сильные, средние и слабые. Но с одной оговоркой: очень немногие из участников исследования учились в действительно «плохих» школах — большинство посещало более или менее приличные заведения.

На первый взгляд, результаты оказались вполне ожидаемыми: учащиеся школ, в которых есть особый отбор, в среднем обошли остальных более чем на семь баллов (в АСТ можно набрать максимум 36 баллов). Однако эта разница в баллах почти испарилась, когда исследователи определили, как на результаты детей повлияло собственно посещение особой школы. Бонус получился статистически незначительный — всего полбалла. Шансы на то, что ученики окончат такие особые школы и поступят в колледжи, а потом успешно выпустятся и оттуда, тоже практически никак не отличались от перспектив, которые обещали менее привилегированные учебные заведения.

Плюсы школ с особым отбором связаны с тем, что дети там более прилежно учатся, а не с каким-то чрезвычайно высоким уровнем преподавания

Но в плане неакадемических факторов школы с особым отбором значительно отличались в лучшую сторону: там ученики чаще ходили на уроки и больше доверяли преподавателям, а от занятий их отстраняли реже. По сравнению с их товарищами из школ других уровней школьники из особых учебных заведений гораздо лучше себя вели и чувствовали себя в большей безопасности. Другими словами, плюсы школ с особым отбором связаны с тем, что дети там более прилежно учатся, а не с каким-то чрезвычайно высоким уровнем преподавания.

Что касается остальных трех уровней школ, исследование также показало довольно любопытную картину. Как и ожидалось, сильные значительно отличались от слабых. Однако разрыв между сильными и средними был не особенно заметен: да, из-за более высокой посещаемости учащиеся сильных школ набрали больше баллов ACT, но успешно выпускались они в итоге не чаще, чем те, кто посещал средние. А университетские успехи выпускников сильных школ отличались от результатов бывших школьников из средних опять же на уровне статистической погрешности. Столь же незначительно средние школы отличались от слабых.

Полный разбор исследования читайте на сайте журнала The Atlantic.