Американская киноиндустрия не получает государственных субсидий, но сильно зависит от действующей власти. В книге «Кинополитика: Скрытые смыслы современных голливудских фильмов», которую в ноябре выпускает издательство «Альпина Паблишер», кинокритик Алексей Юсев рассказывает, как в Америке строятся отношения между властью и медиахолдингами. «Теории и практики» публикуют отрывок с самым свежим примером — о фильме «Судная ночь 3», в героях которого совсем не трудно угадать Дональда Трампа и Хиллари Клинтон.

Поддержка сверху

Кинопроизводство в США не субсидируется на государственном уровне, как это происходит в соседней Канаде или Европе. Поддержка киноиндустрии в основном осуществляется на уровне штатов, хотя есть программы федерального уровня. Финансовые доходы студий имеют следующие основные источники:

1) Частичное возмещение налога на прибыль: у каждого штата эта цифра своя, от 10 до 44%. Если прибыли формально нет, например из-за того, что компании могут создаваться исключительно под цикл производства, им выдается ваучер на списание, который можно продать другим фирмам с небольшой скидкой от номинала.

2) Налоговые вычеты на основе федерального законодательства (в последнее время — от $15 млн до $20 млн за каждый фильм, отвечающий требуемым условиям).

3) Возмещение наличными части понесенных на производство затрат.

4) Гранты, особенно в отношении общественно значимых тем.

5) Освобождение от уплаты налогов с продаж.

Кроме этого, в каждом штате могут быть свои способы привлечения киностудий, например бесплатное предоставление мест для съемок.

Рынок кинопроката в США давно контролируется большой шестеркой крупных компаний, называемых мейджорами. Это Walt Disney Studios Motion Pictures, Universal Studios, Warner Bros. Pictures, 20th Century Fox Film Corporation, Columbia Pictures, Paramount Pictures. Сообща мейджоры получают около 80% сборов кинотеатров уже более двух десятков лет.

На уровне федерального законодательства механизм компенсации кинопроизводителям части затраченных на съемку средств путем вычета из налогов был впервые прописан в Законе о создании рабочих мест (American Jobs Creation Act of 2004). При президенте Буше-младшем он продлевался лишь однажды — в 2008 г. При Обаме особые условия для кинопроизводителей пролонгировались четыре раза (на данный момент — последний раз в декабре 2015 г., на период до декабря 2016 г.). Разница была в том, что Буш-младший продлевал действие закона на год вперед, а Обама — задним числом. То есть 2 января 2013 г. свежепереизбранный президент подписал закон, продлевающий сроки особых условий для кинопроизводителей с 1 января 2012 г. по 1 января 2014 г. В данном случае это пролонгирование дало возможность киностудиям списать часть налогов с календарного 2013 г., что составляло немалую сумму — сотни миллионов долларов для каждого мейджора. Таким образом, голливудские кинокомпании зависят от воли главы государства, который может наложить вето на документ и тем самым лишить их денег. Из-за сложившейся системы мейджоры крайне заинтересованы в сохранении действующей власти и оттого поддерживают ее на выборах. Если Обама не был бы переизбран, продление особых условий для Голливуда стало бы непредсказуемым — по сути, президент является для крупных киностудий гарантом постоянного уменьшения расходов. Попутно мейджоры заинтересованы в достаточном представительстве демократов в законодательных ветвях власти, так как регулирующие отрасль акты до подписания Обамой проходят через голосование в двух палатах конгресса. Поэтому во время выборов последних лет, начиная с 2008 г., Голливуд «работал» на демократов и кандидата от этой партии. Ресурсы медиаконгломератов — это не только киностудии: в агитацию включались телеканалы, газеты, радиостанции, новостные агентства и прочие СМИ. Исключение составляет лишь Foх, владелец которой Руперт Мердок поддерживает консервативные силы более 20 лет. Тем не менее во время предвыборной кампании — 2008 медиамагнат однажды восхитился Обамой и предположил, что тот станет президентом. Отдельные СМИ, принадлежащие Мердоку, могут поддерживать демократических кандидатов, но при этом большая часть его медийных ресурсов ориентируется на сторонников Республиканской партии. […]

Выход актеров

Зависимость мейджоров от исходов выборов приводит к широкому привлечению звезд Голливуда к предвыборной агитации. На примере 2016 г. можно увидеть, что не проходит и дня, чтобы известный актер или актриса не сравнили Трампа с Гитлером или отпустили в адрес кандидата от республиканцев нецензурные ругательства. Сотни звезд объединяются и пугают своих поклонников концом США, если у власти окажется не Клинтон. Некоторые актеры согласны даже оголиться полностью на экране, если президентом станет Хиллари. Известный телеведущий-комик Билл Махер сказал, что готов проголосовать за мертвую Клинтон, но не за Трампа. Отдельные медиаперсоны, включая Вупи Голдберг и Барбру Стрейзанд, пригрозили эмигрировать в Канаду, если к власти придет одиозный миллиардер-республиканец. В июне 2016 г. телеканал Fox News обнародовал выдержки из письма помощника Офиса общественных дел администрации Обамы в адрес голливудских звезд и глав компаний с просьбой распространить информацию в социальных сетях с определенным хештегом. Чиновник предлагал несколько шаблонов для записей на тему поддержки иммигрантов, в том числе нацеленных на тех, у кого родственники приехали в США несколько поколений назад. В данном случае идея, способная консолидировать людей на основе общего происхождения, в разгар предвыборной кампании входила в конфликт с антимигрантской риторикой Трампа, которую раздували СМИ. За два дня несколько актеров (например, Альфред Молина , Миа Фэрроу , Керри Вашингтон , Лупита Нионго) оставили похожие записи в своих блогах под единым хештегом. Формальным поводом для сообщений в соцсетях стало то, что июнь — месяц наследия иммигрантов, который отмечается начиная с 2014 г. Ранее, в январе 2016 г., журналисты Fox News обнародовали другое письмо того же самого чиновника. В послании, адресованном известным актерам, содержалась просьба поддержать Обаму в его борьбе по ограничению владения оружием. По аналогичной схеме было предложено несколько шаблонов с единым хештегом, и в трех из пяти текстов речь шла про президента. Сообщения с неоригинальным текстом в итоге опубликовали Эштон Кутчер и Марк Руффало. Пожелавший остаться неизвестным представитель Белого дома подтвердил, что они привлекают сочувствующих творческих деятелей к сотрудничеству для большей популяризации тем. Однако голливудские звезды чаще действуют вполне открыто. Через несколько дней после инициативы Обамы ограничить владение оружием более сотни актеров подписали обращение с полной поддержкой действий президента. Но не стоит воспринимать кинодеятелей исключительно как конъюнктурщиков. Есть много известных лиц, которые имеют собственные альтернативные взгляды: например, придерживающиеся левых позиций Сьюзан Сарандон , Тим Роббинс и Дэнни Гловер. Недавняя избирательная кампания Берни Сандерса высветила целую группу актеров, которые искренне поддержали кандидатуру 74-летнего сенатора. Помимо вышеобозначенных левых, среди них Майкл Китон, Рэйчел МакАдамс, Вигго Мортенсен, на чье мнение точно не влиял административный ресурс.

Мерил Стрип пародирует Дональда Трампа на ...

Мерил Стрип пародирует Дональда Трампа на гала-представлении Публичного театра «Шекспир в парке», 2016 © Paul Zimmerman/WireImage

Актеров ввиду их международной популярности может использовать ЦРУ. В недавно вышедшей книге Джона Риццо, проработавшего 34 года адвокатом в Центральном разведывательном управлении, раскрываются отдельные формы сотрудничества Голливуда и секретной службы. Риццо пишет, что обычно гражданская позиция кинодеятелей и их желание содействовать интересам государства не противоречат просьбам агентов, поэтому часто звезды предоставляют услуги бесплатно. Иногда ЦРУ просит продюсеров включить секретных агентов в съемочные группы, обычно в странах с недемократическими режимами. Нередко творческие люди имеют доступ к первым лицам государств и другим влиятельным людям, информация о которых нужна для разведывательных служб. Бывает, что актеров вербуют, чтобы придать статусности пропагандистским проектам.

11 сентября способствовало сближению администрации президента и медиаиндустрии с целью противостояния террористической угрозе и поддержки военной кампании на Ближнем Востоке. Спустя месяц после атак на ВТЦ на базе калифорнийского Института креативных технологий (этот военный научно-исследовательский центр, разрабатывающий симуляторы виртуальной реальности для обучения солдат, создан в 1999 г. при участии министерства обороны США) была сформирована рабочая группа из кинорежиссеров и сценаристов: Дэвид Финчер, Спайк Джонз, Стивен Е. де Соуза и др. Кинодеятели проводили совместные консультации с Пентагоном и обсуждали возможные цели террористов и способы нейтрализации угроз.

Совсем не обязательно быть секретной службой, чтобы привлекать известных лиц Голливуда к своим медийным кампаниям. Во взломанной переписке Sony Pictures обнаружилась просьба к главе кинокомпании Майклу Линтону от военноисследовательской корпорации RAND пригласить на мероприятия Джорджа Клуни и Кевина Спейси. В 2011 г. актриса Хилари Суонк посетила День города в Грозном, совпавший с днем рождения главы Чечни Рамзана Кадырова. За свой поступок на родине голливудская звезда подверглась осуждению правозащитных организаций и в итоге вынуждена была отказаться от гонорара ($1,5 млн), после чего уволила своих менеджеров и пообещала впредь внимательнее относиться к местам поездок. В феврале 2015 г. американское пиар-агентство MCSquared подало иск на $352 000 против актрисы Шэрон Стоун, с требованием вернуть гонорар за участие в акции против нефтедобывающей компании Chevron в Эквадоре. Актриса, взяв деньги, не смогла исполнить обязательства из-за проблем со здоровьем. Агентство признало, что нанимало много звезд для данной кампании. Миа Фэрроу в своем Twitter-аккаунте подтвердила, что ей платили за участие в акциях против Chevron, но отметила, что верила в то, за что выступала (хотя позже удалила этот твит).

Судная ночь 3: отчаянная атака на Трампа

В недалеком будущем пришедшие к власти в США Новые отцы-основатели один раз в году на 12 часов разрешают любые беззакония, вплоть до убийства. Сенатор Чарли Роан хочет стать президентом с целью запретить ежегодную бойню. Новые отцы-основатели снимают ограничения на убийства чиновников во время Судной ночи, чтобы расправиться с политическим конкурентом.

Режиссер Джеймс ДеМонако

В ролях Элизабет Митчелл , Фрэнк Грилло , Майкелти Уильямсон

Бюджет $10 млн Сборы $79 млн (9,1 млн зрителей)

Старт проката 1 июля 2016 г.

Три фильма франшизы «Судная ночь» представляют собой малобюджетные триллеры с элементами хоррора. Первая часть, вышедшая в 2013 г., рассказывает о социальном расслоении на примере одной семьи и, по всей видимости, связана с реальным послекризисным упадком в США. Сиквел развивает это направление и проецирует экономическую и социально-классовую проблематику уже на все общество в целом. Согласно сценарию, во время Судной ночи власть насильственным путем избавляется от беднейшей прослойки населения — и из-за этого уровень безработицы в стране падает до 1%. Третья часть франшизы исследует роль правительства в сложившихся беспорядках и показывает легитимную оппозиционную силу, что придает политической актуальности фильму, выпущенному в разгар предвыборного сезона.

Подзаголовок триквела, стартовавшего в прокате сразу после Дня независимости, звучит как «Год выборов», что указывает на привязку сюжета к избирательным процессам. Сами выборы в США, согласно сценарию, пройдут в мае (в реальности — в начале ноября), через два месяца после основного действия в фильме. Исполнитель главной роли Фрэнк Грилло утверждает, что во время съемок никакого подзаголовка у картины не было. Тем не менее пресса посчитала содержание фильма злободневным и разразилась текстами про «Судную ночь 3» с названиями: «Посттрамповский кошмар», «Судная ночь вдохновлялась Дональдом Трампом и Хиллари Клинтон », «Дрянная альтернатива — Клинтон против Трампа». Режиссер Джеймс ДеМонако, по собственному свидетельству, писал сценарий в 2014 г., когда никто не мог знать про расстановку сил в президентских выборах 2016 г. (хотя есть данные, что он значительно переработал текст гораздо позже и первоначально к производству планировался приквел франшизы). За три месяца до премьеры сценарист рассказал о том, что подсознательно догадывался о будущих основных игроках на политической арене США — якобы этому способствовала общая атмосфера, и зрителю лишь оставалось обнаружить в персонажах картины кого-то известного, например Дональда Трампа. Пиар картины учитывал текущее положение в республиканских праймериз. В феврале 2016 г. вышел полуминутный телеролик «Судной ночи», выполненный в стилистике политической рекламы, в конце которого был призыв «Сохраним Америку великой!». Эта фраза напоминала лозунг предвыборной кампании Дональда Трампа «Сделаем Америку снова великой!». Но Трамп не считался реальным кандидатом на выдвижение от республиканцев в середине сентября 2015 г., когда начались съемки фильма, хотя и лидировал в опросах. В августе 2015-го штаб Хиллари Клинтон уведомил своих сторонников о потенциально опасных республиканцах, борющихся за выдвижение от своей партии. Это были Джеб Буш, Марко Рубио и Скотт Уолкер. Трамп на их фоне смотрелся одиозно, за ним тянулся шлейф скандалов и неполиткорректных высказываний, которых с лихвой хватило бы для конца карьеры любого политика. По всей видимости, создатели триквела подверстали эксцентричного политика к содержанию ради желания выглядеть прозорливыми, так как на конец февраля, когда вышел трейлер фильма, миллиардер выиграл в трех штатах против одного.

кадр из фильма «Судная ночь 3»

кадр из фильма «Судная ночь 3»

Одной из главных мишеней для нападок авторов «Судной ночи 3» является христианский фундаментализм. Религиозным апологетом в фильме выступает министр Оуэнс — кандидат в президенты США от правящего режима. Каждую Судную ночь он служит мессу, на которую приходят Новые отцы-основатели и где приносятся ритуальные людские жертвы. В картине Оуэнс публично озвучивает религиозную догму государства: жертвенность заложена в основе Америки. Однако если попытаться обратить эти намеки создателей и интерпретаторов фильма в сторону Трампа, то можно заметить, что он никогда не являлся образцом христианской морали, в отличие от большинства своих набожных соперников. Миллиардер женат в третий раз и делает деньги, помимо прочего, на игорном бизнесе и телешоу, включая конкурсы красоты. «Серийный бабник» — так высказался о нем противник на выборах Тед Круз. Тем не менее Трамп опирался на голоса христиан, без чего невозможно претендовать на доверие республиканских избирателей. Хорошую репутацию и поддержку в религиозных кругах отдельных штатов ему обеспечила давняя финансовая помощь американским пресвитерианским миссиям во всем мире. К этой ветви протестантов принадлежит сам Трамп. Основные соперники миллиардера — Джеб Буш и Марко Рубио — принадлежат к католической церкви, а большинство католиков традиционно голосуют за демократов. Поэтому, когда папа римский назвал в феврале 2016 г. Трампа «не христианином», это не сильно отразилось на его избирательной кампании. Евангелисты, другая ветвь христианства в США, выражали поддержку Теду Крузу и Бену Карсону. В любом случае все главные кандидаты от республиканцев, кроме Трампа, имеют мощный религиозный бэкграунд. Согласно опросу среди 103 глав общин евангельских христиан, который длился более полугода, наибольшей популярностью как кандидат в президенты пользовался Марко Рубио (49%). Трамп разделил с Карли Фиориной лишь четвертое-пятое место, набрав около 5% голосов. Похожие результаты были в Университете свободы, крупнейшем в стране христианском высшем учебном заведении — месте, где Тед Круз объявил о вступлении в предвыборную гонку. В университетских праймериз лидером стал Рубио (44%), а Трамп стал четвертым (8%). В 2012 г. миллиардер выступал в этом университете перед студентами и заслужил своей речью негативные оценки прессы за нестандартное представление о христианской религии, далекое от общепринятого богословия. Таким образом, связь Трампа с религиозным фундаментализмом из «Судной ночи 3» является надуманной. Учитывая, что месса из фильма проводилась в соборе и по форме напоминала католическую, создатели ленты целились в Джеба Буша или Марко Рубио. Если бы на республиканских праймериз победил один из этих претендентов на выдвижение, тогда кошмары фильма могли бы иметь под собой основу. Но при текущем положении дел авторы картины занимаются «кровавой либеральной пропагандой», как гласит заголовок о фильме в New York Post.

Помимо религиозных аллюзий сюжета есть еще экономические: показано, что правящие политические силы в «Судной ночи 3» придерживаются агрессивного либерального подхода (дословно он назван хищническим), а это указывает на нынешних республиканцев как противников социальных программ помощи беднейшим слоям населения. Можно сказать, что риторика правящих кругов в фильме близка консервативному Движению чаепития, поддержкой которого пользовались три кандидата: Тед Круз, Марко Рубио и Рэнд Пол. В негативном свете в картине выставлены банки, обирающие вместе со страховыми компаниями мелких предпринимателей. Еще одним бенефициаром власти является Национальная стрелковая ассоциация, которая якобы наживается на Судной ночи. В реальной жизни республиканцы, как известно, активные противники ограничения продажи оружия, и эту позицию создатели фильма подвергают критике. Бесконтрольный ежегодный 12-часовой период — это отрезок времени, когда оружие может использовать любой как ему вздумается, и такая возможность превращается в террор населения.

Задания властной верхушки во время Судной ночи исполняют наемники. Они действуют группами, хорошо экипированы и имеют на вооружении тяжелую технику. Можно утверждать, что боевики подключены к городской инфраструктуре, так как они могут использовать систему камер наружного наблюдения. Лидер группировки носит татуировки с неонацистской символикой, а также изображениями автоматического оружия, знамени конфедератов и американского флага. Боевые отряды наемников во второй части франшизы уничтожали людей в бедных кварталах. Таким способом авторы картины пугают зрителя, показывая будущее, где белые неонацисты смогут отстреливать людей по согласованию с властью. Прообразом показанных в фильме группировок могут выступать добровольческие отряды, патрулирующие границу на юге страны и не чуждые ксенофобских настроений.

Главной положительной героиней картины является сенатор Чарли Роан. Она бросает вызов сложившейся политической системе и стремится стать президентом, чтобы отменить Судную ночь. Чарли не понаслышке знакома с болью, которую приносит право на убийство, — когда-то во время очередного момента беззакония была уничтожена вся ее семья. В фигуре Роан без труда угадывается Хиллари Клинтон. В отличие от республиканцев у нее не было серьезных противников перед выборами-2016, чтобы предполагать направленность картины в сторону какого-либо другого кандидата. Чарли Роан показана в «Судной ночи 3» в таком радужном свете, что сложно представить столь безупречного политика, милосердного к своим врагам. Преимущество на предстоящих выборах у сенатора из фильма совсем небольшое — практически как у Хиллари Клинтон, бывшего сенатора от штата Нью-Йорк. Собственно, разрыв между демократическим и республиканским кандидатами в реальной жизни давно уже невелик. Новые отцы-основатели обеспокоены перспективой победы Роан и отменяют иммунитет для всех чиновников, чтобы уничтожить политического противника. Чарли, в свою очередь, так уверена в своих силах, что, даже когда выпадает возможность расправиться с врагом, выступает против смещения власти насильственным путем и хочет выиграть у противника в честной борьбе на выборах. Финальные кадры хроники из новостей показывают участки для голосования, куда выстраиваются гигантские очереди — мечта реальных демократов, которые гораздо чаще побеждают при высокой явке.

Главы государства — женщины нечасто встречаются в голливудской продукции. За неделю до старта в прокате «Судной ночи 3» на экраны США попал сиквел «Дня независимости» Роланда Эммериха. В этом фильме американским президентом в 2016 г. является женщина. Актриса Села Уорд, сыгравшая роль главы государства, по сути ответственного за планетарную безопасность, рассказала о прообразе своего персонажа. Оказывается, киноверсия президента Америки наделялась чертами характера Хиллари Клинтон как единственной женщины-лидера, подошедшей под нужные параметры. По сравнению с ней даже Ангела Меркель была не столь выразительна. Уорд копировала жесты и манеру поведения Клинтон во время избирательной кампании. Однако нельзя сказать, что глава государства из «Дня независимости 2» показана в хорошем свете. Президент в ключевой момент принимает неверное решение, которое поставило под сомнение будущее Земли. Видимо, сказался проконсервативный настрой кинокомпании-производителя 20th Century Fox. После гибели персонажа Уорд к присяге приводят генерала, причем он становится 46-м по счету президентом США (Обама — 44-й). Фильм словно указывает на то, что в сложное время власть должна принадлежать суровым мужчинам, но не женщинам, неспособным на решительные действия.

кадр из фильма «День независимости 2: Возр...

кадр из фильма «День независимости 2: Возрождение»

Сенатор Чарли Роан в своей избирательной риторике ориентируется в первую очередь на небогатые слои общества, в том числе на бывших иммигрантов. Представители этнических групп, показанные в «Судной ночи 3» и поддерживающие Роан, по своему составу повторяют тип избирателей, на которых опирается Хиллари Клинтон в 2015–2016 гг. В фильме таковыми являются сторонники сенатора — афроамериканец, выходцы из Мексики и Кубы. Кроме этого, широкую поддержку сенатору оказывает сопротивление, по своему составу преимущественно включающее в себя этнические меньшинства.

Владелец продуктового магазина афроамериканец Джо Диксон — один из сторонников Чарли Роан в фильме. Он с трудом сводит концы с концами в бизнесе, но выполняет важную социальную функцию в своем районе — опекает несколько молодых людей, не давая им скатиться в криминал. На стене его магазина висит множество портретов афроамериканских лидеров, включая Мартина Лютера Кинга и борца за права негритянского населения в период Гражданской войны Фредерика Дугласа. Диксон по молодости связался с преступниками, но нашел в себе силы выйти из порочного круга и открыл магазин. Еще одним убежденным сторонником Роан становится работник Диксона — бывший иммигрант из Мексики, за два года до событий картины ставший гражданином США. Он пытается следить за избирательной гонкой и дает Роан совет, к которому она прислушивается, — попытаться получить голоса пенсионеров во Флориде. В этом южном штате нет явного фаворита на выборах в 2016-м, зато победа дает много голосов выборщиков в масштабах страны. Третьей сторонницей Роан является темнокожая Лэни Рукер, которая в одном эпизоде произносит фразу на испанском. По всей видимости, девушка имеет кубинские корни, и таких выходцев с Острова свободы большинство среди испаноговорящих во Флориде. Есть в фильме еще один латентный поклонник Роан по кличке Ирландец — темнокожий завсегдатай магазина Диксона, любитель выпить. Все эти сторонники сенатора из «Судной ночи 3» представляют собой довольно-таки точную выборку по группам меньшинств, на которых опиралась Хиллари Клинтон в своей избирательной кампании. Как отмечалось, на начальных этапах демократических праймериз она доказала, что способна сформировать общенациональную коалицию из избирателей разных рас, которая может сыграть ключевую роль на президентских выборах. Эта модель принесла Клинтон победу над Сандерсом в первых 11 штатах, где она одержала верх в районах с преобладанием темнокожих и испаноязычных.

Так как почти все положительные персонажи принадлежат к этническим меньшинствам, создатели картины творчески подошли к вопросу: кого изобразить в качестве зачинщика уличных беспорядков? Даже банда афроамериканцев в «Судной ночи 3» показана пострадавшей — она несет потери и просит помощи у положительных героев картины. Лишь несколько неадекватных темнокожих чувствуют себя в своей стихии во время всеобщего беззакония, и одна из таких — девушка, которая убивает собственных родителей. В итоге самыми негативными персонажами, помимо наемников-нео нацистов, в фильме предстают туристы из России, специально приехавшие в Штаты, чтобы легально убивать. Группа россиян одета в костюмы Дяди Сэма, статуи Свободы, Линкольна и прочую звездно-полосатую символику. Они выкрикивают оскорбления в отношении американцев (в том числе «пиндосы») и с радостью готовы казнить местных жителей. Создатели картины пугают зрителя перспективой сурового будущего, где в существующих порядках проявят себя такие откровенные воплощения зла, как русские. Выходцы из России, скорее всего, приобрели милитаристски-преступный имидж из-за событий, связанных с Крымом. Ранее Голливуд отказался от негативного воплощения на экране своего давнего геополитического противника, но в последнее время вернулся к риторике холодной войны. Показать режим власти, правящий в «Судной ночи 3», как благоволящий русским — достаточно сложный идеологический маневр со стороны авторов фильма. Учитывая сроки создания картины, при разработке сценария авторы могли опираться на позиции кандидатов-республиканцев, озвученные ими в первой половине 2015 г. Однако все полтора десятка консервативных политиков публично высказывались за ужесточение позиции США по вопросу с Крымом. Лишь один кандидат — Дональд Трамп — был не так однозначен и говорил о том, что сможет договориться с Владимиром Путиным по Украине, не детализируя, о чем именно. Но это маргинальное мнение одиозного политика вряд ли могло послужить причиной попадания в «Судную ночь 3» туристов-убийц из России. Вполне возможно, что тема россиян могла быть привнесена в фильм позднее, в момент озвучки или даже переозвучки. В отношении эпизодов с русскими можно заметить, что все они носят маски, что означает высокую вероятность позднего дубляжа, уже после окончания съемочного процесса. Ведь именно после завершения съемок возникла тема Трампа в рекламной кампании фильма. Выходит, что в большинстве промоматериалов и на плакатах картины изображены люди в масках и в костюмах с американской национальной символикой, а в фильме они показаны русскими. Иногда эти плакаты сопровождаются лозунгом, напоминающим слоган избирательной кампании Трампа. Связать Россию с Трампом ради дискредитации миллиардера — такой прием использовался неоднократно во время предвыборной гонки, и нет ничего необычного в том, что это могли сделать создатели «Судной ночи 3», учитывая политическую ангажированность проекта.