Образование за рубежом — хорошая возможность для профессионального роста, и она ближе, чем кажется. «Теории и практики» совместно с проектом «Умная заграница» запускают серию материалов о тактике подготовки к образовательной поездке. Новый выпуск посвящен выбору страны.

По данным ЮНЕСКО, за границей сейчас учатся более 50 тысяч студентов из России. Чаще всего к выбору места обучения подходят без фантазии. Самые востребованные направления: Германия (9 480 человек), США (4 885), Чехия (4 379), Великобритания (3 933) и Франция (3 599). Очевидно, что причиной выбора той или иной страны, кроме банального «это престижно» и «на что хватило денег», является и стремление разнообразить свою жизнь, получить другой культурный опыт.

Если отвлечься от карты с самыми популярными маршрутами, то учиться или работать можно в любой точке мира. Вряд ли стоит ехать учиться в Лондон, если пределом мечтаний всегда был домик у моря и серф под мышкой по выходным. Зачастую можно получить куда более интересный опыт, чем от семестра по обмену в каком-нибудь Берлине. В любом случае, страну нужно выбирать по многим критериям: офисы крупных компаний в выбранной сфере деятельности, уровень налогообложения, экологическая обстановка, открытость людей, государственные приоритеты. Поэтому, чтобы не потеряться в количестве возможных вариантов и как следует изучить предложения, лучше искусственно ограничить себя рамками — таким ограничителем может послужить вид из окна.

Юриспруденция: США, Великобритания, Австралия, ...

Юриспруденция: США, Великобритания, Австралия, Германия

Экономика и финансы: Великобритания, США, Швейцария, Германия, Гонконг, Сингапур

Техническое образование: Германия, Швеция, Гонконг, Сингапур, Китай

Естественные науки: Швеция, Австрия, Германия, Новая Зеландия, Австралия

Медицина: Швейцария, Швеция, Израиль, Чехия, Германия, США

Гуманитарные науки: Франция, Великобритания, Италия, Испания

Кроме этого, стоит обратить внимание на специализацию стран. Важно опираться не на какие-то романтические и отвлеченные вещи вроде «Я просто хочу уехать отсюда» или «Хочу только в США, потому что там круто», а смотреть с точки зрения профессионального развития. Имеет смысл перемещаться по тем странам, где на данный момент больше ресурсов, перспектив и возможностей для каждого конкретного случая. «Умная заграница», исходя из своего опыта, составила карту специализации стран. Были проанализированы различные рейтинги, концентрация профессиональных кластеров, уровень налогов, приоритетные правительственные направления, количество вузов и число преподавателей в них.

В-третьих, важно определиться с расходами. Сумма может казаться огромной, но на деле на нее не купишь даже продукты, или, наоборот, скромной на первый взгляд стипендии будет хватать с лихвой на все. Все зависит от страны, и, прежде чем делать выводы, нужно понять контекст. Во-первых, сколько стоит год обучения в государственных и частных вузах. Во-вторых, сколько стоит аренда комнаты или квартиры. В-третьих, во сколько обойдутся все остальные расходы, такие как питание и транспорт. Имея полную информацию на руках, уже можно принимать решение и быть уверенным в том, что оно взвешенное и правильное.

Ксения Соломатина, «Умная заграница»

Ксения Соломатина

основатель проекта «Умная заграница»

«Хочу познакомить вас с Олесей и рассказать о том, как она получила рабочий контракт на исследование в Гонконге. В Олесином случае работодателем является вуз, а точнее исследовательский центр при вузе. Олеся изначально планировала связать свою жизнь с наукой. Проблема была в том, что в России никто не хотел платить за исследования, а перспектива работы в советском НИИ не прельщала. Конечно же, Олеся хотела поехать в США. И даже пробовала искать там работу по специальности. Но ничего не получалось. Не то что до собеседования не доходило, а даже на заявки никто не отвечал. Также Олеся рассматривала аспирантуру и уже подбирала гранты, так как вариант с учебой казался проще. Когда мы посмотрели досье Олеси, стало понятно, что у нее уже достаточно навыков и не стоит тратить множество усилий на поиск и получение стипендии, — можно сразу начинать работать. Но нужно грамотно обосновать проект и правильно выстроить профессиональные отношения с вузом.

Мы начали с проекта. Самым сложным оказалось представить его ценность с точки зрения применения результатов, а не с позиции самого исследования, как привыкли делать студенты. Олеся занималась ультразвуковыми способами лечения ЛОР-заболеваний, и описание проекта было перегружено медицинскими терминами. Чтобы докопаться до сути, нужно было перелопатить кучу профильной литературы. Сотрудники исследовательского центра не могут тратить много времени на каждую заявку — нужно сделать описание на одну страницу, чтобы после прочтения ее по диагонали было понятно, в чем польза проекта. Именно это мы и сделали.

Подборка исследовательских центров оказалась самым простым этапом. Чуть сложнее далось сопроводительное письмо. И наконец, отправив это все 24 адресатам, Олеся почти сразу получила три положительных ответа — из США, Гонконга и даже из Японии, куда она всю жизнь мечтала поехать, так как выросла в Южно-Сахалинске. Это были еще не офферы, но университеты явно выражали свою заинтересованность в проекте, у них был на это бюджет, и они предлагали обсудить условия. А вот дальше началось самое интересное! Да, все вузы предлагали финансирование, но либо у них были установлены сроки отъезда, в которые Олеся не вписывалась, либо соцпакет был недостаточно хорошим, либо они хотели сильно изменить тематику исследования. И нужно было так формулировать письма, чтобы вузы шли на уступки.

В итоге с точки зрения профессионального развития лучшим оказалось предложение из Университета Гонконга. Они уже работали над проектом, схожим с Олесиным, и нужно было присоединиться к сложившейся команде. По зарплате у них также были самые выгодные условия, а все визовые формальности университет взял на себя. Олесе оставалось только заполнить несколько бумаг».

5 шагов к выбору идеальной страны для учебы:

Подумайте, какое окружение вас привлекает. Обобщая, нужно сделать выбор между европейским городом, мегаполисом и городом-курортом, делая поправку на климат — похолоднее и потеплее.

Сформируйте список стран, которые подходят под определение идеального окружения. Записывайте очевидное, пройдитесь по атласу мира, гуглите картинки — не ограничивайте себя, пусть список будет длинным.

Скорректируйте список в соответствии со специализацией: где ваша специальность востребована больше всего, где наблюдается скопление ведущих специалистов, а соответственно, и возможностей?

Определитесь с суммой расходов. Сколько вы готовы тратить на свое образование, сколько на проживание? Планируете ли вы получить грант — только на учебу или на дополнительные расходы тоже? Рассматриваете ли возможность совмещать учебу с работой?

Найдите конкретные вузы и программы, которые соответствуют всем требованиям.