С 1 по 9 декабря в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге пройдет международный фестиваль документального кино «Артдокфест». Уже третий год он остается без финансовой поддержки министерства культуры, но уверенно продолжает знакомить публику с лучшими новинками зарубежной и отечественной документалистики. Слоган этого юбилейного года — «Артдокфест вместо свободы», и действительно, многие фильмы касаются табуированных в официальном медиапространстве тем. Из обширной программы фестиваля T&P выбрали кино, которое точно не стоит пропускать.

«Павленский: Человек и власть»

Реж. Ирэна Лангеман

Портрет самого радикального в России политического художника-акциониста

Фильмом открытия станет картина российской немки Ирэны Лангеман. Она пытается раскрыть метод и философию Петра Павленского, внимательно исследуя все его выступления. Фильм состоит из постановочных сцен, реконструкций, архивного и документального материала. Многочисленные политические акции и последовавшие за ними судебные процессы сделали Павленского самым скандальным российским художником. Неудивительно, что в основном конкурсе фестиваля участвует еще один фильм о нем — «Голая жизнь» Дарьи Хреновой. Это кино сфокусировано на противоречивой личности художника и позволяет увидеть, какой человек скрывается за бесстрашным каменным лицом.

«Украинские шерифы»

Реж. Роман Бондарчук

Веселая история о прямой демократии в украинском селе, которая превратилась в «документальную трагикомедию» и была номинирована на «Оскар»

Тема вооруженного конфликта на востоке Украины — одна из наиболее широко представленных на фестивале. Только в основном конкурсе пять фильмов так или иначе затрагивают эту проблему. Среди них — «Ладан-навигатор» о гуманитарной миссии российского православного священника в самопровозглашенные республики; «Близкий далекий восток» об украинской семье, расколотой войной, и два фильма о том, как меняется жизнь в прифронтовом городе, — «Десять секунд» и «Мариуполис».

Фильм «Украинские шерифы» — призер главного мирового фестиваля документального кино IDFA, выдвинутый на «Оскар» — начинался как веселая история о прямой демократии и народной самоорганизации в селе Старая Збурьевка. Но в процессе съемок он приобрел особое измерение с приходом войны и превратился, по словам режиссера, в «документальную трагикомедию». Кино о двух дружинниках, которые в отсутствие участкового пытаются поддерживать порядок в своем селе, изображает в миниатюре все то, что происходит в стране.

«Родные»

Реж. Виталий Манский

Поиск корней конфликта России и Украины в отдельно взятой семье режиссера

Помимо ряда фильмов из конкурсной программы, событиям на Украине посвящены восемь фильмов специальной секции «Война и мир». Среди них — новая работа президента «Артдокфеста» Виталия Манского. «Родные» — очень личная история, но вместе с тем это яркая панорама жизни в стране после Евромайдана. Родившийся во Львове российский режиссер путешествовал по разным городам Украины в поисках причины конфликта, который расколол общество на два непримиримых лагеря. На примере собственной семьи Манский демонстрирует, как глубоко политика проникла в повседневность и поляризовала общество.

«Аустерлиц»

Реж. Сергей Лозница

Пристальное наблюдение за туристами в местах памяти на территории бывших концлагерей

Как травматические события осмысляются на исторической дистанции? Об этом новый фильм Сергея Лозницы «Аустерлиц», мировая премьера которого состоялась в сентябре на Венецианском кинофестивале. Один из ведущих европейских документалистов, триумфатор престижного фестиваля DOK Leipzig и постоянный участник «Артдокфеста», Лозница завершает свою трилогию отстраненного наблюдения за людскими массами, которую он начал с «Майдана» и продолжил «Событием». Вдохновившись одноименным романом Зебальда, режиссер запечатлел поведение туристов в мемориальных комплексах Дахау, Заксенхаузен и в других концентрационных лагерях. В результате получилось глубокое размышление о природе подобных мест памяти, которые Михаил Ямпольский называет «машинами наследия», позволяющими присвоить чужое прошлое.

«Братья»

Реж. Войцех Старонь

Созерцательная история о стойкости человеческого духа, братской любви и природе памяти

«Артдокфест» покажет и прошлогоднего победителя DOK Leipzig — польский фильм «Братья», также отчасти затрагивающий тематику памяти. Эта картина — результат 20-летнего наблюдения за двумя стареющими братьями, жизни которых оказались намертво связаны. Еще детьми отправленные в ГУЛАГ, они смогли бежать в Казахстан, где прожили до преклонного возраста, но решили вернуться в родную Польшу, чтобы начать новую жизнь. Герои фильма неразговорчивы, но главное в фильме — не их истории, а само течение времени. Старонь использует кадры хроники, снятые одним из братьев во время ссылки, и сопровождает их гипнотическим звуковым рядом — жизненная драма превращается в сюрреалистическое путешествие.

«Семейное дело»

Реж. Том Фассарт

Внук пытается разгадать загадку импозантной бабушки

В рамках совместной программы журнала Psychologies (Россия) и пермского фестиваля «Флаэртиана» будет показан еще один призер IDFA — «Семейное дело». Это глубокомысленное эссе о сложных взаимоотношениях внутри семьи бывшей голландской топ-модели. Ее внуку, режиссеру Тому Фассарту, удалось создать портрет очень яркой и противоречивой женщины. Пережив тяготы военного времени и брака с нелюбимым человеком, она отказалась от семейных обязанностей ради карьеры и личной свободы, тем самым надломив судьбы своих детей. В попытках пробиться сквозь бесконечные маски к истинной природе своей бабушки Фассарт поднимает универсальные вопросы о моральном выборе и семейных ценностях в контексте эпохи.

«Дорога»

Реж. Дмитрий Калашников

Роуд-муви с экшн-сценами и элементами фантастики, смонтированное из записей видеорегистраторов

Монтажное кино, то есть сделанное из уже снятых материалов, — распространенный жанр в документалистике, но новые технологии расширяют его границы. На прошлогоднем «Артдокфесте» была показана работа Олега Мавроматти «Дуракам здесь не место» из видео пользователей социальной сети «ВКонтакте». В этом году в основном конкурсе участвует фильм Дмитрия Калашникова «Дорога», полностью смонтированный из записей видеорегистраторов. Получилась завораживающая картина жизни в нашей стране, где, как известно, две беды — дураки и дороги.