Университеты часто упрекают в преподавании устаревшей информации и навыков, которые оказываются не применимы на практике. Однако пусть медленно и не всегда заметно, но список программ обновляется: одни закрывают, а другие разрабатывают и тестируют. «Теории и практики» провели ревизию магистратур ведущих российских вузов, выбрали несколько новых и спросили у их авторов, чем они руководствовались при разработке дисциплины и кем видят своих самых успешных выпускников.

Чем уникальна: первая в России магистерская программа по журналистике данных

Количество мест: 25 бюджетных мест / 10 мест по договору / 5 платных мест для иностранцев

Стоимость обучения: 330 000 рублей в год

Вступительные испытания: конкурс портфолио и английский язык

В отличие от остальных журналистских магистратур ВШЭ, которые направлены в основном на развитие управленческих навыков, «Журналистика данных» связана непосредственно с созданием контента. Программа готовит журналистов, которые не только умеют писать тексты, но и владеют основными технологическими инструментами — здесь в основном учат программировать и работать с большими данными. Занятия ведут практики из медиа и агентств, которые занимаются сбором и анализом данных: от «Ведомостей» и «Новой газеты» до Journalism++ и Organized Crime and Corruption Reporting Project.

Важная часть обучения — постоянная работа в командах над разными проектами. Удачные материалы публикуются в ведущих российских СМИ: можно посмотреть, например, инфографику о том, какие слова Владимир Путин употребляет чаще всего в посланиях Федеральному собранию, или карту России с количеством инфицированных ВИЧ в разных регионах на «РБК».

Мария Пильгун

академический руководитель магистерской программы «Журналистика данных» НИУ ВШЭ

Дата-журналистика — принципиально новая программа, которая готовит специалистов завтрашнего дня. Во многих иностранных университетах журналистика данных представлена в качестве курса. Но в российском контексте мы первые: такой программы нигде нет, поскольку существует разрыв между гуманитарными и техническими специальностями. А журналистика будущего — это во многом междисциплинарная история.

Как известно, журналистика сейчас находится в непростом положении. Она трансформируется, и нужно решать, куда двигаться дальше. Мы отталкиваемся от старой образовательной парадигмы, но учитываем требования, которые предъявляются журналисту в эпоху постправды, когда фейки и манипуляции утопили информационное пространство. Дата-журналистика работает по другому принципу: она основывается на открытых данных. Мы живем в мире, где огромное количество информации не структурировано, и неясно, что с ней делать, как донести ее до человека.

Выпускник нашей магистратуры должен уметь работать с большими данными: находить информацию, обрабатывать, анализировать и представлять в удобном для читателя виде. Помимо умения работать с текстом, такому журналисту требуются навыки нового порядка: невозможно делать проекты на основе открытых данных, если у вас нет технического бэкграунда. Мы попытались объединить три группы навыков, которыми должен обладать студент. Это создание контента (текст, объединение вербального и визуального в эффективное целое), IT-навыки (программирование) и навыки дизайна (визуализация данных).

Основная трудность в том, что в одном коллективе учатся студенты как с гуманитарной, так и с технической базой и необходимо за два года научить их тому, чему не научили в бакалавриате.

Чем уникальна: сочетание педагогики и литературного образования

Количество мест: 10 бюджетных мест / 10 мест по договору

Стоимость обучения: 206 880 рублей за два года

Вступительные испытания: экзамен по теории литературы и английский язык

Авторы программы решили привлечь педагогов к научной деятельности, а теоретиков литературы — к преподаванию. Много внимания уделяется литературоведению, образовательным технологиям и педагогической практике. Также магистранты подробно изучают историю искусства — от живописи до кинематографа, — чтобы иметь представление о контексте, в котором развивалась литература. Занятия должны занимать не больше 14 часов в неделю, так что у студентов будет время и на учебу, и на полноценную работу. В идеале магистрант должен вести научную деятельность и уметь рассказывать о ее результатах не только коллегам, но и самой неподготовленной аудитории, например студентам и школьникам.

Виктория Малкина

заместитель руководителя магистерской программы «Теория литературы и литературное образование»

Аналогов у этой программы, насколько я знаю, нет. Есть отдельные программы по теории литературы, есть педагогические магистратуры, но такой, где два эти направления были бы объединены, пока не существует. Между тем нам кажется, что одно без другого существовать не может и не должно: качественное преподавание литературы — в школе или в вузе — должно быть основано в равной степени на знании теоретических основ литературоведения, умении анализировать текст и навыках педагогической работы с использованием современных образовательных технологий.

Соответственно, у нас две основные цели: привлечь выпускников филологических факультетов к педагогической работе в школе и вузе, а также приобщить учителей и преподавателей к новейшим теоретическим концепциям, методологиям и образовательным технологиям. Мы стараемся сделать программу максимально гибкой: там мало обязательных дисциплин и много дисциплин по выбору, чтобы каждый магистрант смог учиться тому, что ему действительно интересно и нужно.

Мы рассчитываем, что наши выпускники, во-первых, будут обладать системными знаниями по теории литературы, то есть представлять себе специфику художественного текста, его структуру и типологию, в том числе и в их историческом развитии. Важно, чтобы литература при этом существовала для них не изолированно, а в контексте культуры и в тесной взаимосвязи с другими видами искусства. Во-вторых, они должны владеть всесторонними навыками анализа текста, то есть уметь подходить к нему с разных точек зрения — в зависимости от целей и задач, но в любом случае видеть и детали, и художественное целое. В-третьих, у них должны быть сформированы навыки самостоятельного научного исследования в полном объеме: от сбора материала до написания и оформления текста работы, будь то научная статья или доклад, курсовая или диссертация. И в-четвертых, они должны быть в состоянии научить всему этому других.

«История и культура античности»

ГАУГН и Университет Дмитрия Пожарского

Чем уникальна: изучение древнегреческого языка, возможность получить грант на обучение от Русского фонда содействия образованию и науке

Количество мест: 20 мест по договору и 10 грантов

Стоимость обучения: 160 000 рублей в год

Вступительные испытания: экзамен по истории

Университет Дмитрия Пожарского предлагает нетипичную магистратуру для историков. Если на других направлениях от магистрантов ждут просто приличной выпускной работы, то студенты «Истории и культуры античности» в первую очередь должны подтверждать свои знания реальными исследованиями. По мнению руководителей магистратуры, самое главное — чтобы у студентов сформировалось критическое мышление. Магистранты активно изучают латынь и древнегреческий и работают с историческими источниками на языке оригинала. Помимо прочего, в программе содержатся узкоспециализированные курсы, которые трудно найти на других направлениях и тем более изучить самостоятельно: от физики для гуманитариев до палеографии.

По словам руководителей, поступать сюда стоит только тем, кто действительно хочет учиться: людей, которые просто пришли за дипломом, не держат даже на платном отделении. Самые мотивированные могут получить грант на обучение от Русского фонда содействия образованию и науке, который финансирует программу. Для остальных программа платная.

Алексей Любжин

руководитель магистратуры «История и культура античности» Университета Дмитрия Пожарского

Магистратура новая и молодая, как и сам Университет Дмитрия Пожарского. Она не имеет преемственности по отношению к другим магистерским программам какого-либо вуза. Ближе всего к нашей магистратуре не какая-либо историческая, а магистратура «Классические языки и античная литература» филологического факультета МГУ. Принципиально новых курсов у нас нет, но комбинация, пожалуй, отличается некоторым «лица необщим выраженьем».

Концепция магистратуры заключается в том, чтобы снабдить достаточными инструментами для исследовательской работы любого гуманитария, который занимается античной, европейской и русской тематикой. У нее два акцента — языки и история. Древнегреческий и латынь преподаются в таком объеме, чтобы подвести студента к самостоятельному чтению текстов и возможности самостоятельного совершенствования (мы рассчитываем, разумеется, не бросать своих магистрантов и по окончании курса). Из новых языков преподаются немецкий и французский. Обязателен один, но расписание составлено так, чтобы можно было изучать оба. Курс античной истории более подробный, чем для филологов-классиков, и если кому и уступает, то только историкам-античникам исторических факультетов. Остальные курсы углубляют специальную подготовку (палеография, античное искусство, римское право и т. д.) либо относятся к общеобразовательной области и расширяют кругозор студентов (история России в уникальном исполнении С.В. Волкова, математика и физика для гуманитариев). Критерием отбора дисциплин для вовсе не резиновой программы наряду с насущной необходимостью была еще трудность самостоятельного изучения, поэтому у нас есть палеография и право, но нет истории античной литературы.

Чем уникальна: единственная магистерская программа в России, которая готовит специалистов по странам БРИКС

Количество мест: 6 бюджетных мест / 6 мест по договору

Стоимость обучения: 252 000 рублей в год

Вступительные испытания: экзамен по международным отношениям

Магистратура открылась, когда аббревиатура БРИКС стала появляться в новостных заголовках неприлично часто. Экономический блок Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР образовался в 2006 году, а его влияние на мировую экономику до сих пор активно обсуждается. Студенты исследуют как БРИКС в целом (например, возможные сценарии развития организации), так и экономику стран-партнеров по отдельности: их правовые системы, национальные интересы и экономический потенциал. Обучение ведется на русском и английском языках, а студенты могут провести семестр в партнерских вузах изучаемых стран.

Виктор Хейфец

руководитель программы магистратуры «Исследования стран БРИКС» СПбГУ

Мы — первая магистерская программа «Исследования БРИКС» в России, но в СПбГУ на нескольких кафедрах ведутся активные исследования по экономическому блоку в целом, а также отдельно по странам-участницам — для программ по направлениям «Международные отношения», «Экономика» и другим. Так что справедливо будет сказать, что это принципиально новое направление, основанное на наших научных разработках.

Программа готовит специалистов-международников высшей квалификации, экспертов по проблемам стран БРИКС в целом. Пока что она двуязычна, но в перспективе планируется полный перевод программы на английский язык для лучшей включенности в международное образовательное пространство.

Первый набор был проведен в 2016 году. Конкурс на эту программу оказался одним из самых больших, так что у нас была возможность отбирать претендентов с максимально высокими баллами. Интерес к этой программе проявили коллеги из бразильских вузов, с которыми ведутся переговоры о сотрудничестве, в том числе возможности академической мобильности студентов и преподавателей, а также перспективах выдачи двойного диплома.

Чем уникальна: обучение на английском языке, сотрудничество с лабораторией экспериментального проектирования городов «ШуховЛаб» и городскими администрациями

Количество мест: обучение платное, 20 мест для граждан РФ и 10 для иностранцев

Стоимость обучения: 450 000 рублей в год

Вступительные испытания: конкурс портфолио и английский язык

По словам руководителя программы, новая магистратура не теоретическая, а технологическая. Большинство занятий будет проходить в лаборатории экспериментального проектирования городов «ШуховЛаб», где студенты смогут самостоятельно разрабатывать урбанистические проекты — это удобно, так как обучение проектное и все строится практике. Благодаря сотрудничеству с городскими администрациями некоторые из них можно будет протестировать в реальной среде.

Программа состоит из пяти модулей: технологии, менеджмент, культура, информационные технологии и городские проекты, — все это позволит магистрантам понять, как функционирует город. Студенты научатся анализировать городскую среду при помощи фотографий и видео, проследят за процессом создания продукта от идеи до реализации, а также попробуют внедрить созданные ими технологические решения.

Надежда Хорт

менеджер магистерской программы «Город и технологии: проектирование городов будущего» НИУ ВШЭ

Основной идеолог и академический руководитель программы — бывший главный архитектор Барселоны Висенте Гуайарт. Именно он занимался ее разработкой. Элементы программы были апробированы им в разных учебных институциях, однако если говорить о магистратуре в целом, то это оригинальный продукт. Принципиальная новизна программы — в методе «learning by doing». Студенты будут иметь постоянный доступ к технологическим и исследовательским ресурсам НИУ ВШЭ и все свои идеи будут сразу применять на практике: производить прототипы технологий, внедрять их и тестировать в реальной городской среде.

Сейчас идет международный набор, у нас есть несколько десятков заявок. Приемная комиссия для абитуриентов из России начнется в июне. Однако в «ШуховЛаб» регулярно проходят мероприятия, где с лекциями выступают будущие преподаватели программы, и уже сформировалась группа потенциальных абитуриентов, которые не пропускают ни одного занятия.