«Теории и практики» запускают новую рубрику: каждую пятницу мы будем коротко рассказывать об одном документальном фильме, а также о том, что делает его актуальным. Первым в списке стал фильм Вернера Херцога «В бездну: Повесть о жизни, повесть о смерти», в котором режиссер исследовал природу этого явления на примере одного приговоренного. В Российской империи смертную казнь отменили 24 марта 1753 года, хотя после она все же применялась по отношению к экстремистам и террористам, а в СССР стала обычным делом и отказались от нее только в 1990-е. До сих пор высшая мера наказания действует в США, Таиланде, Индии, КНР, Израиле и других странах, а режиссеры и деятели искусства по всему миру не перестают задаваться вопросом о моральной и этической стороне этого явления.

«В бездну: Повесть о жизни, повесть о смерти», 2012 г.

Фильм о судьбе Майкла Перри и Джейсона Беркетта — двух техасцев, осужденных за тройное убийство в октябре 2001 года. Ради того, чтобы угнать автомобиль и несколько дней покататься на нем в компании девушек, они убили его владелицу, а после — еще двух свидетелей преступления. Беркетт благодаря помощи отца получил только пожизненное заключение, а Перри вынесли смертный приговор. Режиссер общается с родственниками и друзьями жертв и осужденных, работниками тюрьмы, исполнителями приговоров, а также с самими заключенными. Ради беседы с Майклом Перри Херцог прервал съемки фильма во Франции — интервью прошло за восемь дней до осуществления приговора. В фильме видны все противоречия, которые люди испытывают по отношению к смертной казни. Вернер Херцог не оценивает справедливость решения суда, а наблюдает за процессом со стороны, показывая зрителю всю систему в действии, и пытается найти ответ на вопрос «Насколько оправданно применение смертной казни?».

Об авторе

Вернер Херцог

немецкий кинорежиссер и сценарист, автор более 40 фильмов и 10 книг

Вернер Херцог снял свой первый фильм «Геракл» в 19 лет во время учебы в Мюнхенском университете, а уже через год открыл свою мини-студию. Кинематографист развивался параллельно в двух направлениях: игровое и документальное кино. Основные темы документальных фильмов Херцога ― истории людей, которых отвергает общество, харизматические личности и жители не тронутых цивилизацией областей Земли. Режиссер известен любовью к импровизации на съемочной площадке: его эксцентричному поведению во время работы над фильмом посвящено несколько документальных лент.