«Теории и практики» запускают рубрику, в которой ученые будут объяснять свои любимые теории и говорить о научных сферах, которые не оставляют их равнодушными. В первом выпуске социолог Андрей Корбут рассказывает об этнометодологии — социологическом направлении, которое изучает привычные всем нам практики: от поведения людей в общественном транспорте до джазовой импровизации на фортепиано.

Название: этнометодология

Направление: социология

Кто разработал: Гарольд Гарфинкель

Где и когда: 1950-е годы, США

Андрей Корбут

кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Центра фундаментальной социологии НИУ ВШЭ

Повседневные человеческие практики носят упорядоченный характер. И суть этнометодологии — описать эти практики, чтобы понять, каким образом люди согласуют свои действия в повседневных ситуациях так, чтобы они становились осмысленными и объяснимыми для самих участников. При этом этнометодология довольно быстро вышла за пределы социологии.

В этнометодологии основной упор делается на методы, которые дают доступ к деталям практик: видеоанализ, анализ естественно протекающих разговоров, включенное наблюдение. За прошедшие десятилетия она накопила огромный массив наблюдений, касающихся самых разных аспектов повседневной жизни: поведения людей на автобусных остановках, джазовой импровизации на пианино, организации школьных уроков, хирургических операций и так далее. Все они содержат подробные описания повседневных методов, которые используются для придания действиям специфического характера. Эти описания показывают то, что зачастую не замечают сами практикующие, поскольку это составляет очевидный фон их деятельности. Поэтому подобные описания в некотором смысле учат их читателей, как осуществлять данную практику. Например, детальный анализ звонков в службу помощи позволяет формулировать рекомендации для операторов таких служб, а тщательное изучение поведения людей на домашних кухнях помогает создавать проекты умных домов.

Этнометодология показывает, что правила не работают автоматически, что их делают работоспособными живые люди, действующие в конкретных ситуациях, в которых правила соотносятся с локальной обстановкой. Какую бы повседневную практику мы ни взяли, она может быть проанализирована сама по себе. Чтобы представить себе масштабы и специфику той работы, которую мы совершаем ежедневно и которая составляет главный предмет интереса этнометодологии, достаточно задуматься о том, что нам приходится делать, чтобы «нормально» ехать на эскалаторе в метро: как и где мы занимаем место, как мы реагируем на объявления дежурного по станции и так далее. В любом эпизоде поездки применяется столько методов и они настолько детальны, что мы никогда не сможем их заметить, если не начнем тщательно и подробно описывать действия людей на реальном эскалаторе. Для этого придется сделать множество видеозаписей, поговорить с людьми на эскалаторе и, конечно, встать на него самому.

Как это работает?

Беседа. В разговоре мы выстраиваем реплики таким образом, чтобы они не налезали друг на друга и между ними не возникало пауз. Организация передачи права голоса составляет центральный предмет заботы собеседников вне зависимости от того, идет ли речь о разговоре друзей по телефону или рэп-баттле. В последнем случае возникают различные интересные феномены, имеющие значение для гораздо более широкого круга повседневных ситуаций: например, как люди справляются, забыв реплику. Если проанализировать эпизоды, когда один из участников рэп-баттла забывает текст, обнаруживается, что он использует ряд методов, которые позволяют упорядочить ситуацию. Например, говорит: «Смотри, смотри, смотри». Это оставляет за ним право голоса, давая возможность попытаться вспомнить текст, и в течение последующих нескольких секунд никто его не перебивает.

Живая очередь. Если позволяет обстановка, мы становимся друг за другом на некотором расстоянии, образуя линию. Очередь должна выглядеть как очередь, иначе у новых участников будут возникать сложности с определением того, где она кончается и за кем им становиться. Для поддержания порядка используются различные методы: участники стараются не отходить слишком сильно в сторону от условной главной линии, чтобы не возникал заметный разрыв между ними и остальными участниками, который может восприниматься как свидетельство того, что человек не в очереди. Тщательный анализ различных методов, с помощью которых стоящие в очереди организуют, поддерживают и воспроизводят ее, позволяет показать, каким образом создаются понятность и самоочевидность повседневных ситуаций.