Иностранцев в России довольно просто вычислить: они слишком много улыбаются. Почему в одних странах улыбка стала привычкой, а в других может считаться дурным тоном, разобрался сайт The Atlantic. «Теории и практики» публикуют сокращенную версию этого материала.

В одних странах люди улыбаются чаще, в других — реже. Как показали исследования, это может зависеть от обстановки в стране. В более нестабильных государствах (в том числе в России) беспричинная улыбка часто воспринимается как признак глупости. Еще одним фактором, который влияет на способы выражения эмоций, является иммиграция. В странах, где изначально было много приезжих, люди больше надеялись на невербальную коммуникацию и, соответственно, улыбались чаще. В 2015 году исследователи проанализировали, как формировалось население государств, и оказалось, что, например, в США обосновались приезжие из 83 стран, в Канаде — из 63. В то же время в Китае или Зимбабве представлены всего несколько национальностей.

Исследователи опросили жителей 32 стран на тему того, насколько открыто, с их точки зрения, необходимо выражать различные чувства. И оказалось, что экспрессивность коррелирует с многообразием. Это несложно объяснить: когда вокруг много иммигрантов и люди говорят на разных языках, то они чаще улыбаются, чтобы выстроить доверительные отношения.

В многонациональных государствах улыбка помогает взаимодействовать, создавать связи в обществе, а в моноэтнических — формировать лестницу власти

Кроме того, оказалось, что в разных странах люди улыбаются по разным причинам. В многонациональных государствах улыбка помогает взаимодействовать, создавать связи в обществе. А в моноэтнических люди чаще улыбаются для того, чтобы показать свое превосходство над другими. Авторы исследования предполагают, что в странах с более низким уровнем иммиграции больше иерархии и невербальная коммуникация помогает формировать лестницу власти.

Еще один важный вопрос: почему представители некоторых государств (например, американцы) улыбаются так широко? В прошлом году исследователи сравнили официальные фото ведущих бизнесменов и чиновников США и Китая. Они выяснили, что американцы улыбаются чаще, чем китайцы, и улыбка у них более восторженная. Затем исследователи спросили учащихся из десяти стран, сколько раз в неделю в идеале они хотели бы испытывать определенные эмоции, например счастье, спокойствие, злость. Потом они изучили фотографии представителей правительства этих государств. Оказалось, что чем больше студенты ценили радостные эмоции, например возбуждение или энтузиазм, тем более восхищенный вид был у чиновника на фото. При этом число людей, которые в этой стране действительно счастливы, значения не имеет. Лица лидеров, как оказалось, отражают идеальное, а не реальное эмоциональное состояние избирателей.

Интересно, что культурные различия вроде привычки улыбаться могут создавать трудности при работе американских компаний за границей. Например, во время открытия первого «Макдоналдса» в Москве работников приходилось учить улыбаться клиентам. А когда сеть Wal-Mart Stores появилась в Германии, американским менеджерам и вовсе пришлось отказаться от идеи улыбчивых продавцов: немецкие покупатели воспринимали радостное выражение лица как флирт.