История самой известной велогонки мира «Тур де Франс» началась с появления газеты L’Auto, редакция которой решила провести заезд, чтобы прорекламировать свое издание. После первого «Тура» в 1903 году ежедневный тираж L’Auto поднялся с 25 тысяч до 65 тысяч, а 30 лет спустя во время гонки продавались рекордные 850 тысяч экземпляров газеты. В новом выпуске совместной рубрики с Bird In Flight — снимки первых «Туров» и его участников.

Главный редактор L’Auto Анри Дегранж задумал гонку как сверхчеловеческое испытание силы и выносливости. Изначально маршрут в почти две с половиной тысячи километров делился на шесть отрезков, каждый из которых составлял около 400 километров (сейчас в «Тур де Франс» 21 этап). На отдых между этапами выделялось два-три дня. В 1905 году организаторы решили усложнить испытание и проложили маршрут «Тура» через Пиренеи и Альпы. Спортсмены XX века не были готовы к таким физическим нагрузкам, и только самые выносливые смогли преодолеть все подъемы на велосипеде, а не пешком. Кроме того, на себе приходилось везти сменные шины, камеры и все необходимое для ремонта — команды появились только через шесть лет. В итоге 39 спортсменов не смогли финишировать в первом «Туре».

Чтобы поучаствовать в гонке, велосипедисты платили 10 франков (около 88 евро в современных ценах). Призовой фонд составлял 3 тысячи франков, что равнялось шести средним годовым окладам французского рабочего.

В первой велогонке приняли участие 60 велосипедистов из Франции, Бельгии, Швейцарии и Германии. Только 21 из них можно назвать профессиональными спортсменами: они жили на призовые с соревнований или на средства спонсоров. В то время велогонки не считались достойной работой, поэтому многие участники выступали под псевдонимами.

Первая «Тур де Франс» имела такой успех, что уже на следующей гонке появились агрессивные банды фанатов. На следующий год возле Сент-Этьена несколько болельщиков напали на соперников их фаворита с дубинами и камнями — несколько велосипедистов были ранены. Более того, хулиганы засыпали дорогу осколками стекла и гвоздями — на трассе первого этапа в 1905 году организаторы собрали 125 килограммов помех.

Первый километр в истории велогонки «Тур д...

Первый километр в истории велогонки «Тур де Франс». Фото из книги «Tour de France, 1903–2003»

Финиш первой гонки. В центре (со скре...

Финиш первой гонки. В центре (со скрещенными руками) победитель Морис Гарен; слева от него, скорее всего, Леон Жорже. Фото: Nationaal Archief / Flickr

Победитель первой «Тур де Франс» Морис Гарен. 1...

Победитель первой «Тур де Франс» Морис Гарен. 1903 год. Фото из книги «Tour de France, 1903–2003»

Феликс Селье в ярости оттого, что его сбил...

Феликс Селье в ярости оттого, что его сбила машина. Начало 1920-х. Фото: Nationaal Archief / Flickr

Итальянец Густо Черутти после падения. По ...

Итальянец Густо Черутти после падения. По правилам ему запрещено было принимать помощь. 1928 год. Место неизвестно. Фото: Nationaal Archief / Flickr

1938 год. Место неизвестно. Фото: Nationaa...

1938 год. Место неизвестно. Фото: Nationaal Archief / Flickr

Брюссель. Гонщики проезжают «Атомиум» (символ г...

Брюссель. Гонщики проезжают «Атомиум» (символ города). 28 июня 1960 года. Фото: Nationaal Archief / Flickr

Яап Керстен в городе Грамон. 23 июня 1961&...

Яап Керстен в городе Грамон. 23 июня 1961 года. Фото: Nationaal Archief / Flickr

Фото: Le Coq Sportif

Фото: Le Coq Sportif

Больше фотографий на сайте Bird In Flight.