«Теории и практики» продолжают публиковать термины из области современного искусства, переведенные на жестовый язык Отделом инклюзивных программ музея «Гараж». В новом выпуске — о художественном приеме реди-мейд, который изменил правила игры в мире современного искусства и стал ключевым прорывом в эстетике.

Термин реди-мейд (англ. ready-made — «готовый») первым использовал Марсель Дюшан. Суть этого художественного приема в том, что создание произведения искусства происходит в момент помещения предмета массового производства в художественный контекст — в музей, галерею, на выставку. Вырванный из привычной обстановки, предмет получает статус ценного произведения лишь потому, что был выбран для этой роли художником. Простая идея Дюшана — не создавать новый продукт, а менять контекст уже существующего — прижилась: с тех пор как он выставил свой первый реди-мейд «Колесо от велосипеда» в Нью-Йорке в 1913 году, этот прием использовали многие художники.

Само понятие «реди-мейд» Дюшан сформулировал чуть позже, в 1915 году, сравнив создание искусства с выбором готового платья в универмаге. Другие знаменитые реди-мейды французского художника — «Сушилка для бутылок» и (самый известный) «Фонтан» — перевернутый писсуар, который Дюшан купил в магазине и подписал чужим именем. То, что сто лет назад восприняли как хитрую уловку или в лучшем случае шутку чудаковатого художника, теперь считается ключевым прорывом в эстетике, ведь жест Дюшана продемонстрировал, что художнику не обязательно создавать новые объекты — достаточно найти готовые формы выражения своих идей.