В новом выпуске совместной рубрики T&P и музея «Гараж» — о движении дада, которое объединило поэтов, писателей, художников и актеров против власти авторитетов.

Дадаизм — движение в разных городах Европы на рубеже 1910-х и 1920-х годов, к участникам которого причисляется ряд поэтов, писателей, художников, актеров и первых в истории искусства перформеров. Часто не желавших объединяться в конкретные сообщества и группы, всех дадаистов тем не менее роднил протест против ужасов Первой мировой войны, с одной стороны, и буржуазного искусства — с другой. Задачей дадаизма стал подрыв власти общественных, политических и культурных авторитетов с помощью нарочито абсурдных и бессмысленных действий.

Само название — дада — было выбрано благодаря своей многозначности и нелепому звучанию: по-французски «дада» значит «деревянная лошадка», по-немецки — «давай, пока», в других языках это просто междометие. Центром дадаизма стало основанное в Цюрихе в 1916 году кафе «Кабаре Вольтер», вдохновителями которого были поэты Тристан Тцара и Хуго Балль, художник и поэт Ханс Арп и другие творческие деятели, устраивавшие совместные перформансы, дискуссии и чтения. В Берлине схожие собрания организовывали Георг Гросс, Рауль Османн, Ханна Хех, а также присоединившиеся к ним Макс Эрнст и Франсис Пикабиа. Другие центры дада существовали в Кельне и Нью-Йорке, где жили или часто бывали Марсель Дюшан, Пикабиа и Ман Рэй.