Каждую неделю «Теории и практики» публикуют термин из области современного искусства, переведенный на русский жестовый язык отделом инклюзивных программ музея «Гараж». В новом выпуске — о художественном направлении соц-арт, которое стало советской пародией на массовую американскую культуру.

Соц-арт — направление советского неофициального искусства, возникшее в качестве «нашего ответа» американскому поп-арту. Соц-арт придумали в 1970-е годы москвичи Виталий Комар и Александр Меламид, к которым вскоре присоединились другие художники и скульпторы, решившие использовать пародию и заимствование готовых форм в качестве своих основных приемов.

Если Энди Уорхол и Рой Лихтенштейн брали за основу для своих произведений образы массовой американской культуры (портреты Мэрилин Монро и Элизабет Тейлор, банки колы, доллары и комиксы), то для художников соц-арта подобным источником типовой иконографии стал соцреализм — единственный художественный стиль, официально признанный и одобренный властью. Растащив его на всевозможные вербальные и визуальные штампы, Комар и Меламид, Леонид Соков, Борис Орлов и другие близкие им авторы создали целый пласт произведений, в которых элементы советской пропаганды вступают в абсурдные сочетания друг с другом или в отношения с чужеродными им объектами западной культуры вроде Микки-Мауса или пачки сигарет «Мальборо».

Подобная стилевая и тематическая эклектика — характерная черта эстетики постмодерна, к которой, несомненно, относится и язык соц-арта.