Вокруг культуры Средневековья существует много мифов. Например, некоторые убеждены, что в XII–XIII веках не было профессиональных архитекторов и здания строили без всяких расчетов. Искусствовед Ксения Смирнова в новом выпуске совместной рубрики T&P и The Question объясняет, откуда берутся такие утверждения и как в действительности возводилась средневековая архитектура.

Ксения Смирнова

искусствовед, научный сотрудник Музея архитектуры им. А.В. Щусева

То, что в Средние века строили очень долго, известно всем. Хотя и это утверждение не совсем верное. Многие соборы возводились в достаточно сжатые сроки, если это был королевский или императорский заказ, на который выделялись крупные суммы и большое количество людей на строительство. Например, собор Святой Софии в Константинополе был построен всего за шесть лет и стоил три годовых бюджета Византии (!). В летописи сохранились и имена архитекторов — Анфимий из Тралл и Исидор из Милета. Кстати, в Милете еще со времен Античности существовала мощная научная школа, в том числе математическая, так что Исидора мы бы, скорее всего, назвали инженером, а не архитектором. И несмотря на то, что его купол рухнул от сильного землетрясения, спустя некоторое время уже был рассчитан следующий купол большего диаметра. Конечно, Византия была наследницей Римской империи, и логично, что знания и опыт Античности здесь нашли свое продолжение. Те трактаты, которые дошли до нас, говорят о том, что в Древней Греции и Риме были науки, которые изучали сопротивление материалов и позволяли рассчитать систему разгрузок, расчеты вертикального и горизонтального напряжения и прочее.

Впрочем, не стоит противопоставлять «ученую Византию» и «варварский Запад». Распространено мнение, что после падения Римской империи в Европе «все все забыли», утратили все навыки и строили на глазок. К XII веку, когда в Европе возникли крупные государства, начался активный перевод античных текстов с латыни и арабского. К XIII веку их осмыслили и дополнили накопленным опытом. Например, в 1268–1271 годах Фома Аквинский сделал научный комментарий к «Физике» Аристотеля. В его знаменитую «Сумму» вошли «Органон» Аристотеля, «Тимей» Платона, «Начала» Евклида, а также тексты Гиппократа, Галена, Аверроэса и Авиценны. Примерно в это же время Винсент из Бове составил еще более глобальный труд под названием «Великое зерцало». Также были созданы учебники по математике: в XI веке Герберт из Орийака составил первый учебник «О правилах абака», а в XII веке Леонардо Пизанский усовершенствовал его и внедрил арабские цифры, продемонстрировав, что счет с ними намного удобнее (операции столбиком, в том числе деление и умножение).

Следует забыть бредовые утверждения из школьных учебников о том, что «все строилось на глазок»

К чему это все? К тому, что к началу строительства великих готических соборов европейские мастера много знали и прекрасно считали. Поэтому следует забыть бредовые утверждения из школьных учебников о том, что «все строилось на глазок». К сожалению, средневековых учебников и трактатов именно по архитектуре до нас практически не дошло. Есть знаменитый манускрипт Виллара де Оннекура, который начинается со слов «Виллар де Оннекур приветствует вас и обращается к тем, кто будет работать с этой книгой, с просьбой помолиться за его душу и вспомнить о нем. В книге вы найдете полезные советы по (практическому) строительству и созданию рисунков с использованием законов геометрии». Там действительно много полезного: например, расчет толщины стен и опор, зависящих от размеров компартмента (длина, ширина). Есть и другие трактаты, которые упоминаются и в «Великом зерцале», и в «Сумме». Также есть трактат аббата Сугерия (отца-основателя готики) «Об освещении церкви Сен-Дени», но он, как и все другие сочинения, трактует архитектуру скорее с точки зрения теологии.

В этом и заключается принципиальное отличие ситуации с архитектурой Античности и архитектурой Нового времени, даже современной. Что необходимо было рассчитать в Средние века? Расчеты велись, и очень сложные, но целью их была не витрувианская триада, практические вопросы и инженерия, а воплощение божественной гармонии и церковного учения о Троице, Богоматери, доктрине Спасения. Сопромата как такового не было. Например, при «королеве соборов» — Шартрском соборе — сложилась грандиозная научная школа. Знаменитый готический храм стал отчасти ее главным творением. Зодчие исходили из цифровой символики, рассчитывая пропорции здания, соотношение ширины, высоты и длины, количество капелл и прочего. В остальном, конечно, приходилось полагаться на личный опыт строителей. Сами мастера были заинтересованы в том, чтобы сохранить авторство — это к вопросу об еще одной легенде, гласящей об анонимности средневековых архитекторов. Например, в Амьенском и Реймском соборах мастера оставили свои имена непосредственно на полу в самом центре лабиринтов, а о строительстве Линкольнского собора в Англии сохранилась обширная документация. Кстати, в Англии впервые в Европе ввели в практику архитектурные конкурсы.

Другие вопросы и ответы на сайте The Question.