«Вторая волна» феминизма затронула не только политику, но и искусство: с 1960-х годов многие художницы стремились привлечь внимание к вопросам неравноправия. В новом выпуске совместной рубрики с Музеем современного искусства «Гараж» — о том, как женщины через свои произведения боролись с объективацией и сексизмом.

Феминистское искусство — широкое понятие, охватывающее разнообразные художественные практики. Более корректно говорить, что в определенный период в современном искусстве актуализировались идеи феминизма и появились новые формы их художественного воплощения. Начиная с 1960-х целью многих художниц стало не столько создание эстетически ценных произведений, сколько привлечение внимания к социальной и политической роли женщины в обществе. Они также стремились завести диалог о том, каково место женщин в искусстве.

На протяжении веков классической, а затем и десятилетий модернистской живописи женщины выступали в основном объектом, а не субъектом изображения — на картинах или в виде скульптур, созданных мужчинами и для любования мужчин. Художницы-феминистки заявили об отказе изображать идеальное женское тело и продемонстрировали, каждая по-своему, что женщина может быть не только матерью, женой и кухаркой. Кто-то, как Кароли Шниманн, выставил напоказ собственное обнаженное тело, наглядно доказав, что реальная плоть отличается от античных статуй. Марта Рослер записала знаменитое видео «Семиотика кухни» (1975), в котором безучастно перечисляет названия предметов, с которыми вынуждена ежедневно иметь дело любая «порядочная домохозяйка», превращаясь таким образом в семейную рабыню: фартук, кастрюля, нож и т. д. Известны многочисленные перформансы Марины Абрамович на тему мужского и женского. Феминистское искусство остается одним из наиболее популярных направлений и сегодня.