Португальский поэт Фернандо Пессоа написал туристический путеводитель по Лиссабону на английском языке в 1920-е годы, но рукопись нашли уже после его смерти и впервые опубликовали почти через 100 лет, исправив только некоторые имена собственные и добавив примечания. В издательстве «Ад Маргинем Пресс» вышла его русскоязычная версия «Лиссабон: Что следует увидеть туристу». T&P продолжают книжную неделю путешествий и публикуют фрагмент, из которого очевидно, что в целом маршрут Пессоа все еще актуален (хотя режим работы лучше уточнять: что-то с начала прошлого века все-таки могло измениться).

«Лиссабон: Что следует увидеть туристу»; перево...
«Лиссабон: Что следует увидеть туристу»; перевод Александры Соколинской и Ирины Фещенко-Скворцовой

Лиссабон — это скопление разноцветных домиков, неравномерно разбросанных по семи холмам.Оттуда с разных точек открываются великолепные панорамы.

Перед путешественником, прибывшим морем, Лиссабон предстает вдали точно ночное видение, четко вырисовываясь на фоне ярко-голубого неба и сверкая куполами, позолоченными солнцем. Памятники и старинные замки возвышаются над домиками как далекие предвестники этого благословенного края.

Турист начинает изумляться, когда корабль, миновав маяк Бужиу — небольшую сторожевую башню в устье реки, построенную три века назад по проекту архитектора Фрея Жуау Туриану, — приближается к полосе мола. Перед его взором вырастает башня Белень, строение в романо-готическо-мавританском стиле, великолепный образец военной архитектуры XVI века. Корабль движется вперед — река сужается, а затем опять расширяется, образуя крупнейший естественный залив в мире, где стоит на якоре величайший из флотов. Еще немного — и слева на холмах становятся видны крыши домов. Это и есть Лиссабон.

Высадка протекает без трудностей и задержек; на берегу нет проблем с общественным транспортом. Экипажи, автомобили, даже электрический трамвай — за несколько минут они доставят туриста прямо в центр города. На причале все устроено для удобства путешественников — таможенники и представители портовых и иммиграционных служб неизменно вежливы и готовы дать все необходимые справки. Возле здания таможни — небольшой полицейский участок, что очень хорошо, поскольку именно здесь контролируется доставка багажа. Полицейский участок рассылает багаж во все части города и отвечает за доставку. Ответственные за это чиновники очень компетентны и говорят на нескольких языках.

А теперь попросим туриста следовать за нами. Как чичероне, будем водить его по городу, показывать памятники, сады, примечательные здания, музеи — все, что стоит посмотреть в изумительном Лиссабоне.

Если турист собирается задержаться в городе на какое-то время, поручим его багаж носильщику, пусть отвезет вещи в гостиницу, а самого его посадим в автомобиль и отправимся вместе с ним в центр города. По дороге покажем ему достопримечательности. […]

Площадь Коммерции

И вот мы на центральной площади Лиссабона — площади Коммерции (Праса-ду-Комерсиу), бывшей Террейру-де-Пасу. Англичанам она известна как площадь Черной лошади, одна из самых больших в мире. Это огромное пространство правильной четырехугольной формы, с трех сторон ограниченное однотипными зданиями с громоздкими каменными арками.

Здания занимают основные государственные учреждения: министерства (за исключением Министерства иностранных дел), главное управление почты и телеграфа, таможенная служба, приемная генерального прокурора республики, иммиграционная служба, административный суд, штаб-квартира Красного Креста и т. д. С четвертой, или южной, стороны площади открывается вид на реку Тежу, очень широкую в этом месте, по ней в обе стороны ходит водный транспорт. В центре площади — бронзовая конная статуя короля Жозе I, великолепная 14-метровая скульптура работы Жоакина Машаду де Каштру, вырубленная из монолитного камня и торжественно открытая в 1774 году. Постамент украшают картины восстановления Лиссабона после землетрясения 1755 года. Одна из фигур ведет лошадь, попирающую врагов копытами, другая держит пальмовую ветвь. Кроме того, мы видим королевский герб и портрет маркиза де Помбала, а также аллегорическую фигуру, символизирующую королевскую щедрость при восстановлении Лиссабона из руин. Монумент окружает ограда из колонн, и к нему ведут мраморные ступени. […]

Санта-Жушта

От площади Коммерции мы можем попасть в центр по любой из трех улиц, тянущихся в северном направлении: Золотой улице (Оуру) слева, Торжественной (Аугушта, под аркой) — в середине или Серебряной улице (Прата) справа. Пойдем по Золотой улице — из-за своей коммерческой направленности она считается главной в городе. На ней расположены несколько банков, рестораны и магазины на любой вкус. Многие магазины, особенно в ее конце, по роскоши не уступают парижским бутикам.

В верхней части улицы слева мы видим лифтовый подъемник Элевадор-де-Санта-Жушта. Он носит название поперечной улицы, на которой был построен, — улицы Санта-Жушта. Это одна из лиссабонских достопримечательностей, и она неизменно вызывает восхищение у туристов, приехавших со всех концов света. Сконструировал подъемник французский инженер Рауль Месньер. Конструкция выполнена из чугуна, она необычна по исполнению, легка и безопасна. Подъемник рассчитан на два лифта, приводимых в движение электродвигателем. Верхняя остановка — площадь, где находятся руины церкви Карму ныне — археологический музей. Над остановкой — смотровая площадка, откуда открывается великолепная панорама города и реки. Вход только по разрешению. Подъемник принадлежит Электрической трамвайной компании.

Подъемник Элевадор-де-Санта-Жушта

Подъемник Элевадор-де-Санта-Жушта

Площадь Россиу

Теперь мы добрались до площади короля Педру IV, более известной как площадь Россиу. Это большое четырехугольное пространство, ограниченное со всех сторон, кроме северной, зданиями, восстановленными Помбалом после землетрясения, а также главный лиссабонский транспортный узел, где проходят почти все маршруты городского транспорта. Посередине площади стоит конная статуя Педру IV, открытая в 1870 году. Она создана по проекту Габриэля Давью скульптором Элиасом Робером.

Этот памятник — один из самых высоких в Лиссабоне, его высота — более 27 метров. Он состоит из каменного постамента, мраморного пьедестала, колонны белого мрамора и бронзовой статуи. В нижней части — четыре аллегорические фигуры: Справедливость, Сила, Осторожность и Умеренность, а также гербы шестнадцати главных португальских городов. К северу и югу от памятника — два пруда с бронзовыми фонтанами, окруженные цветочными клумбами. […]

Площадь Педру IV

Площадь Педру IV

Центральный вокзал

На площади Россиу всегда сильное движение. Отчасти это связано с тем, что тут проходит большинство маршрутов трамваев. Здесь также множество магазинов, гостиниц и ресторанов. Кроме того, поблизости расположен Центральный вокзал, принадлежащий Португальской железнодорожной компании (Компаниа-душ-Каминьюш-де-Ферру-Португеш).

Здание вокзала смотрит на западную часть театра. Фасад в стиле мануэлино с огромными дверьми в форме подков отделан каменным кружевом. Венчают строение электрические часы. На первом этаже находятся кассы, продающие билеты на все основные направления, справочное бюро и багажное отделение. Для тех, кто не хочет подниматься на верхний этаж по лестнице, имеется лифт. Интересно, что сами железнодорожные платформы расположены на уровне верхнего этажа, — обстоятельство, способное озадачить тех, кто забыл, что Лиссабон стоит на холмах. На последнем этаже — пригородные кассы, отделение полиции, камера хранения ручной клади и еще одна камера хранения для более крупного багажа. Сюда можно также попасть через два прохода с улицы Первого Декабря; этот путь обычно выбирают экипажи и автомобили. В крытой части также находится отделение почты и телеграфа, работающее до отхода последнего почтового поезда.

Спроектировал вокзальное здание архитектор Жозе Луиш Монтейру. Строительство началось в 1887 году и завершилось три года спустя. Официальное открытие состоялось 11 июня 1890 года.

Итак, мы находимся в самом сердце Лиссабона. Именно здесь стоит подыскать подходящую гостиницу, если, конечно, турист, прибывший морем или по железной дороге, не собирается уезжать в тот же день. Все основные гостиницы сосредоточены на площади Россиу или возле нее. […]

Недостроенный пантеон и воровской рынок Фейра-да-Ладра
*Это название имеет двойной смысл, потому что может быть переведено как воровская ярмарка, с чем согласно большинство источников; эта большая ярмарка существует с XIII века, но изменялось ее месторасположение. Название Фейра-да-Ладра появилось в XVII веке. В 1903 году ярмарка переместилась на площадь Святой Клары.

Если мы свернем с площади Святого Висенте налево и проедем под аркой, то окажемся на открытом пространстве площади Святой Клары (Кампу-де-Санта-Клара), где по вторникам и субботам устраивается Фейра-да-Ладра — толкучка*, рынок, на котором продается всякая всячина, старые и новые вещи, порой полезные, порой не очень. Несомненно, для торговцев безделушками, расставляющих свой товар прямо на тротуарах, это прибыльный бизнес. Иногда здесь можно найти диковинки, ценные как с художественной, так и с археологической точки зрения. На этой же площади разбит небольшой парк, слева от него — Военный суд.

* В Португалии существует идиоматическое выражение для определения бесконечных работ: «работы (или строительство) Святой Энграсии». Возведение этой церкви, ставшей Национальным Пантеоном Португалии, было закончено в 1966 году, через 284 года после начала работ. Сейчас там находятся гробницы многих известных людей, в том числе знаменитой исполнительницы фаду Амалии Родригеш и футболиста Эузебиу да Силва Феррейры.

Если ехать дальше, то по правую руку вы увидите здание, которое могло бы стать замечательным памятником религиозного искусства XVII века, будь оно завершено. Это церковь Святой Энграсии. Построенная из кирпича, она вся отделана мрамором. Был замысел превратить это здание в национальный пантеон, однако проект лег под сукно. Несмотря на незавершенность, эта церковь заслуживает внимания. В настоящее время она используется как военный склад*.

Алфама

На обратном пути в Байшу, центральную часть города, расположенную в низине, мы пересекаем один из самых живописных районов Лиссабона — Алфаму, старинный рыбацкий квартал, сохранивший до нынешнего дня большую часть своего исторического облика. Турист, приехавший в Лиссабон на несколько дней, обязательно должен посетить этот район, поскольку ни одна другая местность не расскажет ему, каким был Лиссабон в прежние времена. В Алфаме все дышит прошлым — архитектура, узкие улочки, арки и лестницы, деревянные балконы, жилища местных жителей, чья жизнь наполнена шумом, разговорами, музыкой (песнями), нуждой и грязью.

Дом Острых граней и церковь Непорочного Зачатия Девы Марии
* Cais («кайш») переводится как «причал» или «пристань», fundição («фундисао») — «литье», «плавка»

Проезжаем мимо Кайш-да-Фундисао*, обслуживающей корабли, прибывающие из Африки или туда отправляющиеся, и попадаем на улицу Таможни (Алфандега). В самом ее начале, справа, находится перекресток Острых граней (Бикуш). Здесь турист вылезает из автомобиля и идет полюбоваться Домом Острых граней. Здание было построено в XVI веке и принадлежало потомкам вице-короля португальской Индии Афонсу де Албукерке. Обращает на себя внимание его фасад, отделанный остроконечными камнями, которые напоминают грани бриллианта, поэтому дом Бикуш иногда называют алмазным.

Мы возвращаемся в машину. Чуть дальше на той же улице находится церковь Непорочного Зачатия Девы Марии (Консейсау Велья). Обратите внимание на верхний ярус в стиле мануэлино с рельефными фигурами, изображающими Деву Марию Милосердия, основателей церкви Милосердия — короля Дона Мануэла I и королевы Леонор, папы Льва X, святых, епископов. Церковь была построена в 1520 году и перестроена в 1755-м после землетрясения. Храм также стоит посмотреть изнутри, хотя он не является особо значительным среди подобных конструкций. […]

Церковь Непорочного Зачатия Девы Марии (Консенс...

Церковь Непорочного Зачатия Девы Марии (Консенсау Велья)

Национальный музей

В Национальном музее современного искусства хранятся картины и скульптуры второй половины XIX века и более позднего периода, вплоть до наших дней. Вы найдете здесь полотна Криштиану да Силвы, Бордалу Пинейру, Мигела Анжелу Лупи, Томаша Ж. да Аннунсиасау, Алфреду де Андраде, Вишконде (виконта) де Менезеша, Антониу Мануэла да Фонсеки, Жозе Родригеша, Франсишку Метрасса, Ассиша Родригеша, Виктора Баштуша, Симойша де Алмейды, Алфреду Кейла, Морейры Рату, Силвы Порту, Бонната, Антониу Рамалью, Алберту Беснарда, Соузы Пинту, Анжела, Жозе Мальоа, Жан-Поля Лорана, Кондейши, Карлуша Рейша, Тригозу, Салгаду, Жуау Ваша, Артура Лоурейру, Муноша Деграйна, Соуза Лопеша, Конштантине Фернандеша и т. д., скульптуры Кошты Мотта, Франсишку Сантуша, Тейшейры Лопеша, Симойша Собринью, Морейры Рату, Суареша душ Рейша, Альберту Нунеша, Томаша Кошты, Анжуша Тейшейры; рисунки Лупи, Антониу Карнейру, Рамалью, Силвы Порту, Бордалу Пинейру, Соузы Пинту, Виктора Баштуша, Соузы Лопеша и т. д., акварели Алвеша де Са, Алфреду Рока Гамейру, Альберту де Соузы, Элены Гамейру, Лейтау де Барруша, Карлуша Бонвалота. Одним словом, в музее есть что посмотреть. […]

Акведук

[…]свернем налево и поедем по Камполиде. Перед нами открывается акведук Вольной Воды (Агуаш Ливреш), великолепный образец старинного инженерного искусства и предмет восхищения. Акведук — гигантское сооружение, общая протяженность всех его веток — 59 838 метров, из которых 4650 метров проходит под землей. Он состоит из 109 арок и 137 слуховых окон. Наиболее важная его часть проходит в Камполиде, над рекой Алкантара. Она составляет 941 метр в длину и состоит из 35 арок. Высота центральной арки — 65,29 метров, ширина — 28,86.

Этот акведук — настоящий национальный памятник, возможно, самый примечательный в Европе. Он всегда заслуженно привлекал внимание иностранцев. Его строительство началось в 1729 году, заняло 20 лет и обошлось в 13 миллионов крузадуш — почти полтора миллиона фунтов стерлингов, огромная сумма по тем временам. Авторы проекта — Мануэл да Майя и Куштодиу Виейра. Проход по акведуку раньше был открыт для публики, но из-за череды самоубийств и преступлений теперь он ограничен. Тем не менее подняться на акведук можно, получив разрешение у охраны. Как легко предположить, с него открывается чудесный вид.

Мы видели акведук спереди. Позади него высится холм Сера-да-Монсанту с крепостью на вершине, которая

в настоящее время служит тюрьмой. Там же расположена главная радиостанция континентальной Португалии. Повернем вниз по улице Генерала Таборды, а затем проедем по улице Феррейры Шавеш — оттуда открывается вид сбоку на акведук и холм. […]

Главные ворота Национальной лиссабонской тюрьмы

Главные ворота Национальной лиссабонской тюрьмы

Жеронимуш

Еще несколько минут пути, и мы оказываемся у стен Жеронимуш — монастыря иеронимитов, шедевра каменного зодчества и одной из главных достопримечательностей Лиссабона. Строительство монастыря было начато в 1502 году по приказу короля Мануэла I, главным архитектором стал Диогу де Бойтак, автор других примечательных сооружений в Португалии. Богато украшенный боковой портал прорезан нишами и декорирован статуями, рельефами, гербами и эмблемами. Особого внимания заслуживают статуя организатора морских экспедиций принца дона Энрике (Генриха) Мореплавателя и, наверху, изображение Беленской Богородицы с зарешеченным окном за ним. Монументальный портал буквально дышит гармонией и рождает возвышенные религиозные чувства, а также заставляет думать о чудесных руках, изваявших все эти фигуры и украшения. В прежние времена в Португалии работали величайшие резчики по камню, как местные, так и иностранцы, и они оставили свой след, создав шедевры наподобие монастыря Жеронимуш. Западный портал возведен в 1517 году под руководством известного французского мастера Никола де Шантерена, зачинателя архитектуры Возрождения в Португалии. Все элементы этой замечательной работы отличаются поразительной пропорциональностью: арки, щиты и эмблемы, большие и маленькие ниши со статуями, фигуры и украшения, несущие налет мистики. За двумя боковыми нишами мы замечаем еще три, прямо над входом. В них мы видим сцены, изображающие Рождество Христа, Благовещение и Поклонение волхвов. В двух других нишах — колено-преклоненные статуи короля Мануэла и королевы Марии, которых оберегают их святые покровители — Иоанн Креститель и святой Иероним. […]

Визит в монастырь Жеронимуш должен занять много времени, чтобы впечатление было цельным. Надо рассмотреть интерьер во всех деталях: изображения святых, саркофаги, колонны, своды, особенно в трансепте, где нет поддерживающих их колонн, картины, хоры, откуда видна большая часть церкви, один из самых красивых в мире монастырских дворов с крытыми галереями, зал капитула (собраний духовенства) с саркофагами Алешандре Эркулану и великого поэта Герры Жункейру, старое крыло, где прежде располагались спальни, капеллу Христа и т. д.[…]

Саркофаг Васко да Гамы в капелле мона...

Саркофаг Васко да Гамы в капелле монастыря иеронимитов

Посещающий Португалию турист не должен ограничиваться осмотром одной столицы, хотя, как видно из нашего путеводителя, он и найдет там множество интересного с исторической и художественной точек зрения. Тех, кто в Лиссабоне впервые, обычно поражает своей красотой бассейн реки Тежу, виды с вершин семи холмов, парки и памятники, старинные улочки и современные проспекты. Однако окрестности Лиссабона также заслуживают внимания. Здесь вы сможете не только полюбоваться природой, но и увидеть множество сооружений, неразрывно связанных с историческим прошлым.