«Теории и практики» продолжают постоянную рубрику «Письма из-за границы», в которой студенты рассказывают о своем опыте обучения в иностранных университетах. Как провести семестр по обмену максимально эффективно, можно ли сделать выбор не в пользу английского вуза и зачем учиться в двух магистратурах одновременно — в новом материале T&P.

Ксения Усанова, 24 года

— Где ты училась и чему?

— Я только что окончила две магистратуры, в МГУ и НИУ ВШЭ, — в последнем часть обучения можно было пройти за рубежом. Я была в Люксембурге на программе Entrepreneurship & Innovation.

Исторический факультет МГУ меня не отпустил, там же я окончила бакалавриат. История страшно затянула — у меня была классная тема про визуальную рекламу в президентских предвыборных кампаниях в США в XX веке. В процессе работы над ней я увлеклась междисциплинарным подходом: затронула и психологию, и культурологию в какой-то степени. В общем, в магистратуру я пошла туда же, но сменила кафедру, где было больше свободы для междисциплинарных исследований. Я точно не понимала, чего хочу, так что поступала сразу на несколько программ и решила учиться еще в одной магистратуре в НИУ ВШЭ. Она давала больше прикладных знаний и оказалась удобна по графику: вечерние пары плюс вся суббота, то есть можно было совмещать с работой и первой магистратурой. Программа полностью на английском языке и погружает в сферу бизнеса и менеджмента — в то прикладное, которого мне не хватало на историческом факультете. На этой программе преподавали топ-менеджеры, предприниматели, а также ученые: с одной стороны, мы вникали в теорию, а с другой — брали интервью, решали кейсы, презентовали проекты перед воображаемыми инвесторами.

В Люксембурге программа была заточена под предпринимателей. В списке — такие курсы, как «Маркетинг для стартапов», «Финансы», «Запуск, развитие и продажа бизнеса», «HR-менеджмент» и другие. Еще был курс по инновациям и социальному предпринимательству, ради которых, по сути, я и отправилась туда, так как это было напрямую связано с моей работой в Impact Hub Moscow — поддержкой социального предпринимательства в России — и интересовало меня больше всего.

— Почему именно Люксембург?

— Я поступила еще в Ланкастерский университет и, чтобы остаться довольной выбором, составила целый список критериев, по которым оценивала учебу и жизнь в этих местах. Глубоко изучила программу курса, преподавателей, рейтинги университетов, стоимость и финансирование (вообще, этот пункт должен быть одним из первых, конечно, так как и в Великобритании, и в Люксембурге очень дорого жить), рекомендации студентов, местоположение университета (город vs кампус вдали от суеты, соседние страны и доступность к ним), культуру страны.

То есть я буквально общалась со студентами, которые прошли обучение в Люксембурге или в Ланкастере, считала деньги на жилье и еду, смотрела видео с преподавателями, изучала, куда можно поехать из Ланкастера и Люксембурга, — в общем, постаралась принять все во внимание, чтобы объективно оценить варианты. В итоге уже в июле, когда нужно было окончательно определиться, я стала склоняться к Люксембургу. Программа Люксембургского университета мне была ближе из-за работы — с предпринимательским уклоном, в Ланкастере же был general management. Кроме того, Люксембург — это сердце Европы, из него легко путешествовать: 30 минут до Германии, столько же до Бельгии, и 45 минут до Франции. И вот мне приходит письмо: «Дорогая Ксения! Ваш «сертификат» прикреплен». Точка. Открываю — меня поздравляют с тем, что я получаю грант Erasmus на 4800 евро, который полностью покроет мое проживание и питание. В общем, тогда все мои сомнения отпали.

— Как возникло желание поехать за рубеж?

— Программ по предпринимательству в России, где почти в течение века провозглашался отказ от капитализма, очень мало. В Европе же их больше и история существования дольше. Кроме этого, Люксембург — финансовый центр Европы, где предпринимательство активно поддерживается, поэтому это было правильным местом для инвестиции в образование. К тому же учеба и вообще жизнь вдали от дома помогает приподняться над суетой и расставить все по полочкам. В Москве это невозможно сделать: много отвлекающих факторов. И наконец, обучение за границей — это новые международные контакты и практики.

Но решение было принять непросто. Больше остального меня держали молодой человек, семья и работа. Я слышала, что отношения на расстоянии кончаются, но у нас все прошло хорошо. Этот разрыв был испытанием, которое мы успешно прошли. По семье боялась скучать и скучала. Все-таки мои сестры и родители (одни из самых близких мне людей) разделяют мои ценности, очень понимают меня и всегда поддержат — такая вот опора. Но скайп и цейтнот (иногда я просто не успевала скучать) помогли мне пережить этот разрыв.

— Из чего состоит учебный процесс?

— Любопытно, что учеба состоит из интенсивов. Каждый курс не растянут на весь семестр или год, как часто бывает у нас, а проводится в форме воркшопов, которые длятся несколько дней с утра до вечера (у нас было с 10:00 до 17:00 с часовым перерывом на обед). Самый длинный курс — «Стратегические вопросы, слияние и поглощение» — длился пять дней.

Содержание программы было многогранным: «Маркетинг для стартапов», «Запуск, развитие и продажа бизнеса», «HR», «Финансы», «Лидерство для предпринимателей», «Социальное предпринимательство», «Международное предпринимательство» и так далее — все то, что нужно для будущих предпринимателей. Были и неожиданные для меня курсы — такие, как, например, «Предпринимательская культура и поведение», «Семейный бизнес», «Гендер в предпринимательстве». На первом было интересно узнать про социальные связи разных кругов и как помогают развитию дела контакты с человеком из не твоего круга. Последние два курса, кстати, оказались очень дельными — показали, например, как принимаются решения в семейных бизнесах, насколько там сложная структура и иерархия. «Гендер в предпринимательстве» показался немного затянутым, но тоже затрагивал очень важный аспект — гендерный баланс в предпринимательстве в современном мире.

— В чем основная разница в обучении, если сравнивать с Россией?

— Я бы выделила несколько моментов: преподаватели, их отношение к передаче знаний; формат подачи материала и оценка знаний.

Первое — подход преподавателей. Каждый преподаватель горит своим делом и хочет, чтобы его студенты вышли с теми знаниями, ради которых они сюда приехали. Если кто-то поднял руку и попросил объяснить что-то еще раз, профессор будет объяснять до тех пор, пока студент не скажет: «Спасибо, теперь я все понял». Кстати, вторая отличительная черта — преподаватели часто приглашенные. С нами работали эксперты из Германии, Бельгии, Великобритании, Голландии, Франции и Люксембурга. Интересно было наблюдать за общими чертами той или иной национальности: профессора из Германии показались очень четкими и чуть строже, чем остальные; французы говорили по-английски с диким акцентом, но смешно шутили. Третье — дистанция между преподавателем и студентом меньше, чем в российских университетах. Вообще, атмосфера безопасности присутствовала на каждом курсе, то есть было не страшно задать вопрос или переспросить.

Другая отличительная черта — все говорят о своем вкладе. У каждого была возможность сказать о том, что его волнует, и часто это было будущее планеты в плане экологии или общества, что мне, занимающейся социальными инновациями, было приятно услышать.

Также отличаются экзаменационные задания: если они пишутся не в аудитории, то отправляются онлайн через личный кабинет на специальном сайте. На нем же есть все материалы для подготовки к грядущим воркшопам и расписание. Это, конечно, удобно. Оценка знаний, кстати, очень объективная, экзамены сдаются письменно, и имя экзаменуемого зашифровано.

— Над чем приходилось работать во время учебы?

— Забавное задание было по проджект-менеджменту. Так как почти все курсы были в формате интенсива и этот курс не был исключением, то преподаватели не упускали возможность дать студентам задание, которое наглядно демонстрирует, как тяжела жизнь проджект-менеджера или собственника бизнеса. Нас разделили на группы и дали следующий набор предметов: длинные макароны, отрезок скотча и ножницы. Задание командам было такое: за 10 минут соорудить башню, используя только выданные предметы. Та команда, у которой башня из макарон будет выше всех и простоит без помощи рук больше минуты, получает приз.

Задание было на умение работать в команде, на понимание ограниченности ресурсов (временных, материальных, людских, интеллектуальных и так далее) и на другие вещи в работе над проектом и развитии бизнеса. Разумеется, это было очень весело, так как работа в команде в формате соревнования — это почти всегда драйв, но и интересно, так как пришлось напрячь мозги и придумать конструкцию наиболее устойчивую и высокую, но быструю в создании.

Еще из интересных моментов — решение кейсов реальных компаний. Нашей группе досталась проблема телекоммуникационной корпорации Люксембурга POST. Проблема заключалась в том, что продукты, созданные для молодежи, ее не интересуют. Соответственно, нам нужно было придумать новую линейку продуктов для данной целевой группы, проведя исследование.

— Кто твой самый любимый профессор?

— Пожалуй, тот, что позвал меня писать PhD и предложил работу в Париже. Но если отвлечься от конкретной ситуации и взглянуть на преподавателей курсов, то, пожалуй, я выберу профессора по стратегическим проблемам: он нам дал массу детальной информации по анализу рынка, входа на рынок, взаимоотношению со стейкхолдерами.

— Где ты жила?

— Жила я в прекрасном домике на улице Ermesinde. Он трехэтажный, внутри — свой дворик. Вообще, мне очень повезло: пять минут до здания университета, внутри мало людей (всего семь комнат и, соответственно, семь человек). Большие окна, диван с ножками рококо, синтезатор, причем со звуком клавесина (который, правда, недавно сломался на очередной французской тусовке).

Другие мои однокурсники жили в 40 минут от кампуса, а некоторые жили совсем близко в общежитии — кажется, в бывшем монастыре, тоже очень красивом, но с большим количеством комнат и студентов. Поэтому вариант, доставшийся мне, пришелся идеально как человеку, которому иногда нужно побыть одному и в тишине.

— Какие бонусы дает статус студента?

— Возможности. Очень хотела попасть на конференцию SBAC (Social Business Academia Conference) в HEC Paris. Но в сумме поездка получалась очень дорогой: само участие стоило 300 евро, и билет до Парижа из Люксембурга в тот сезон достиг космических цен. Я обратилась к директору нашей программы, и он устроил так, чтобы Университет Люксембурга заплатил за мое участие в конференции.

Студенту, кроме стандартных бонусов в виде скидок на музеи, концерты, кино, посещение бассейна, можно путешествовать по стране бесплатно. И несмотря на то, что весь Люксембург можно объехать за день (площадь герцогства Люксембург — 2586 квадратных километров), это удобно, когда едешь в соседние страны, так как покупаешь билет лишь на границе Люксембурга.

Еще интересно, что Люксембург воспринимается европейцами как некий рай, в который непросто попасть: очень дорого жить, сложно получить гражданство, вид на жительство и право на работу. Во время каникул я поехала в небольшой тур по Европе и ездила по работе в Вену. Когда показывала в музеях или в транспорте свою студенческую карту University of Luxembourg, то на меня часто смотрели так, будто я приехала из волшебного королевства.

— Каковы твои планы на будущее?

— Планов много, но первое — отдохнуть, все-таки график у меня был суровый (почти фултайм-работа и две магистратуры). Пока я была в Люксембурге, вечером и на относительно скучных парах (таких было мало) работала дистанционно и читала исследования к диплому. В общем, времени было мало, но в итоге все как-то сложилось в пазл и я все успела. На самом деле я тот человек, который привык к мультизадачности. С детства всегда была очень загружена. Например, помню такой график: я иду в школу, потом в музыкальную школу, дальше — большой теннис или рисование. Родители постоянно вкладывались в нас с сестрами, поэтому какой-нибудь вечер обязательно был занят театром, роликами или еще каким-нибудь развлечением-развитием. Но если честно, не советую так жить, если вы не стрессоустойчивы или не знаете, зачем вам это. Сейчас мне хочется побыть в графике, когда есть свободное время. Но я всегда открыта новому, поэтому не удивлюсь, если через некоторые время обнаружу себя на очередной образовательной программе.