Тесты на уровень IQ до сих пор часто проводят, чтобы определять одаренных учеников. Но достоверность такой диагностики вызывает споры среди ученых: она не учитывает особенностей культуры и эмоциональный интеллект, а в некоторых случаях приводит к дискриминации (в начале XX века IQ-тесты использовали сторонники евгеники и расовой теории). Об истории тестов и их влиянии на общество рассказывается в материале The Conversation. «Теории и практики» выбрали главное.

Тесты на уровень интеллекта появились в Европе и Америке в начале XX века. Создателем первого из них стал французский психолог Альфред Бине. Правительство поручило ему найти способ определять, у каких детей будут сложности со школьной программой. Появившаяся в 1905 году шкала Бине —

Симона стала основой для современных IQ-тестов. Cам Бине при этом считал, что они не подходят для оценки умственных способностей: он указывал на то, что в такой диагностике не учитывается креативность и эмоциональный интеллект.

С тех пор подобные тесты фактически стали использоваться для сортировки людей. Например, на основе результатов таких испытаний в США раньше вели набор в полицию и армию, был даже установлен минимальный порог для поступления на службу. Во времена Первой мировой войны армейские альфа- и бета-тесты прошли почти 2 миллиона призывников. Аналогичная диагностика использовалась в американских школах: она помогала находить одаренных учеников, а также детей, у которых учеба требовала особых усилий.

В начале XX века широкое распространение получила теория о том, что уровень интеллекта человека заложен природой и тесно связан с расой. Этноцентристы и евгенисты использовали IQ-тесты в своих интересах: заостряли внимание на значительной разнице в результатах белых участников и представителей национальных меньшинств, богатых и бедных. Некоторые настаивали на том, что это свидетельствует о генетических различиях людей, которые относятся к разным расам и социальным группам, то есть это побочный эффект эволюции.

В 1922 году психолог Принстонского университета Карл Бригем проанализировал результаты армейских альфа- и бета-тестов и написал книгу «A Study of American Intelligence». Ученый пришел к выводу, что уровень интеллекта американцев снижается, а причиной этого, по его мнению, стал рост иммиграции и смешение рас. Бригем призывал политиков ограничить въезд в страну и запретить межрасовые связи.

За несколько лет до этого американский психолог и исследователь образования Льюис Термен объявил о связи интеллектуальных способностей с расой. В 1916 году он предложил собирать детей из испанских, мексиканских и афроамериканских семей в отдельные классы, поскольку «абстрактное мышление им недоступно, но из них можно сделать хороших работников». Еще одна проблема этих этнических групп, по его словам, заключалась в «небывалой плодовитости».

Определение интеллекта может быть индивидуально для каждой культуры. Например, знание целебных трав считается ценным в некоторых африканских странах, но вряд ли поможет пройти IQ-тест

Тесты стали использоваться для того, чтобы научным языком оправдывать контроль над отдельными группами людей. С помощью такой интеллектуальной диагностики сторонники евгеники в начале XX века выявляли «идиотов», «имбецилов» и «слабоумных», которые, по их словам, разбавляли англосаксонский генофонд.

В 1927 году постановление Высшего суда США узаконило принудительную стерилизацию «неполноценных» граждан, в том числе «страдающих слабоумием» (такой диагноз часто ставился на основе результатов IQ-тестов). Эту процедуру прошли более 65 тысяч человек — в основном это были бедняки и представители этнических меньшинств. Насильственная стерилизация проводилась вплоть до 1970-х годов, когда правозащитные организации начали подавать иски. В 2015 году американский сенат проголосовал за введение компенсаций для жертв этой программы.

Сегодня споры о том, что значит быть умным, не прекращаются. Некоторые ученые утверждают, что определение интеллекта индивидуально для каждой культуры, поскольку в разных контекстах требуются разные знания. Тут можно провести аналогию с правилами этикета: в одних культурах отрыжка — это признак наслаждения трапезой и похвала хозяину, в других — невежливость. То же самое происходит и с интеллектом. Например, знание целебных трав считается ценным в некоторых африканских странах, но вряд ли поможет во время работы над IQ-тестом.

Ряд исследователей считают, что проблема в том, что тесты на уровень интеллектуального развития были созданы представителями западного белого общества и, собственно, учитывают культурную специфику именно этой группы людей. В то же время они игнорируют представления об уме людей других рас, которые живут в других условиях. Некоторые ученые и вовсе сомневаются, что тесты, которые так долго использовались для сомнительных целей, могут давать объективную картину в отношении интеллектуальных способностей.

Тем не менее нельзя отрицать, что тесты IQ все-таки могут быть полезны. Например, в 2002 году в США была отменена смертная казнь преступников с умственной отсталостью, которая часто определялась именно с помощью такой диагностики.

IQ-тесты действительно могут помочь одаренным детям получить хорошее образование. Например, когда идет отбор для учебы по углубленным программам, часто право голоса дается учителям, но они не всегда объективны, тут свою роль может сыграть этническая принадлежность и благосостояние семьи ребенка. Тестирование в этом случае помогает выявить талантливых детей, на которых, возможно, не обращают внимания педагоги.

Кроме того, исследователи используют IQ-тесты для решения проблем системы образования. Например, в 1995 году в США с их помощью оценивалась эффективность методов работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. В этом случае задача терапии в том, чтобы ребенок научился самостоятельно регулировать работу своего мозга. Ученые анализировали результаты тестов, чтобы понять, насколько действенны их подходы, помогают ли они детям лучше концентрироваться.