В новом выпуске «Находки» T&P публикуют список дизайнера и писателя Стивена Хеллера, который объясняет, как революция 1917 года повлияла на дизайн и искусство во всем мире и почему современная вывеска кофейни с шрифтом без засечек появилась именно тогда.

Минималистичные цвета

Дизайнеры и художники раннего советского государства использовали минималистичную палитру цветов. Это объяснялось не только желанием создать смелый по тем временам дизайн, но также банальной нехваткой красящих материалов. Работы из трех и более цветов стоили слишком дорого, поэтому дизайнеры и художники чаще использовали один или два оттенка. Основным цветом этой эпохи был, естественно, красный, так как он ассоциировался с пролетариатом и революцией.

Андрей Голубев. Красная пряха. 1930 год

Андрей Голубев. Красная пряха. 1930 год

Абстракционизм и геометричность

Супрематисты под руководством Казимира Малевича стали революционерами в изобразительном искусстве: они ограничили используемую палитру до базовых цветов и стали использовать геометрические фигуры в качестве основных элементов картин. Их работы изменили подход к графическому дизайну в Германии, Нидерландах, Великобритании и некоторых странах Восточной Европы, с них же начался конструктивизм. Коммерческие дизайнеры западных стран использовали идеи супрематистов, считая, что они лучше всего отражают современность.

Казимир Малевич. Супрематизм. 1914–1915 годы

Казимир Малевич. Супрематизм. 1914–1915 годы

Агитация и пропаганда

В коммунистическом государстве не было привычной для нас рекламы, но ее с успехом заменял агитпроп. Агитационные и пропагандистские материалы были основаны на идеях Казимира Малевича и других авторов «революционного» искусства. В 1919 году было создано Общество молодых художников (Обмоху), где учили рисовать агитационные плакаты и баннеры, а через год в Москве открылся Институт художественной культуры (Инхук), в котором молодые дизайнеры создавали визуальные материалы, понятные для рабочего класса.

Эль Лисицкий. Клином красным бей белых! 1919&nb...

Эль Лисицкий. Клином красным бей белых! 1919 год

Конструктивистские шрифты

Советские дизайнеры воспринимали свои работы как вызов старому типографическому порядку и экспериментировали с деталями. Например, шрифты стали основным элементом их работ. Для конструктивистской типографики характерно сочетание разнообразных шрифтов различных размеров. Некоторые из них впоследствии даже были названы в честь создателей — например, шрифт без засечек, сделанный на основе работ Александра Родченко. Когда к власти пришел Иосиф Сталин, конструктивизм был вытеснен соцреализмом, но западные модернисты и дальше активно использовали этот стиль в дизайне.

Александр Родченко, Владимир Маяковский. Трехго...

Александр Родченко, Владимир Маяковский. Трехгорное пиво выгонит вон и ханжу, и самогон! 1925 год

Героический реализм

Со временем партийные идеологи пришли к выводу, что абстракционизм и конструктивизм не очень подходят для пропаганды, так как абстрактные изображения можно было интерпретировать так, как пожелает зритель, а не так, как угодно партии. На смену символам, геометрическим фигурам и ярким цветам пришел социальный реализм — более консервативное художественное течение, которое отвергало двусмысленность и эксперименты.

Агитационный плакат. 1944 год

Агитационный плакат. 1944 год