«Теории и практики» продолжают постоянную рубрику «Письма из-за границы», в которой студенты рассказывают о своем опыте обучения за рубежом. Как стать единственным иностранным студентом на курсе, использовать свою личную жизнь в образовательных целях и связать себя с Китаем раз и навсегда — в новом материале T&P.

Константин Крайнов, 27 лет

— Где ты сейчас учишься? Почему именно там?

— Сейчас я учусь в магистратуре в Нанкинском университете. Занимаюсь изучением туризма, а если конкретнее — специализируюсь на особенностях китайских туристов и туриндустрии в целом. Китай — это динамично развивающаяся страна с колоссальным населением. Количество туристов, которые едут отдохнуть за рубеж, не просто огромно, оно еще и растет год от года. Множество государств борются между собой за «богатого китайского туриста», и Россия не исключение.

Нанкинский университет является одним из самых старейших и престижных вузов в Китае. В первый раз я услышал про этот университет от одной из китайских студенток — она говорила, что очень хотела бы в нем учиться, но поступить туда необычайно сложно. Если сравнивать Нанкин с Пекином и Шанхаем, то, по моему мнению, Нанкин более спокойный, чистый, удобный для жизни город.

— Как возникло желание поехать за рубеж?

— История моей учебы тесно связана с личной жизнью. В 2007 году я поступил во Владимирский государственный гуманитарный университет на естественно-географический факультет. В то время я о будущем особо не задумывался, вот и пошел на педагогическую специальность. Учился неохотно, хотя иногда и удавалось получать академическую стипендию. На первом курсе увлекся спортивным туризмом, на который тратил все свои свободные деньги.

В 2008-м познакомился с китаянкой, которая приехала в наш университет на стажировку. Через некоторое время мы начали встречаться. Летом 2011-го я впервые поехал в Китай, чтобы познакомиться с родителями девушки. Но оказалось, что ее родители против того, чтобы мы были вместе. Одной из главных причин было то, что я не говорил по-китайски. В итоге весь пятый курс я совмещал учебу и работу промышленным альпинистом, чтобы заработать хотя бы на год обучения в Китае. Осенью 2012-го года я прилетел учиться в Китай. Учиться я решил в Сямэньском университете в городе Сямэнь на юге Китая, кампус находился на острове в десяти минутах от моря. Тогда же моя девушка устроилась работать в этот университет и стала одним из моих преподавателей. В этот период мы даже старались скрывать наши отношения, опасаясь, что у нее могут возникнуть проблемы.

Во время обучения часто подворачивались возможности подработки: я был и клоуном, и дворецким, и моделью, и даже снимался в рекламе. К концу учебного года нужно было продлевать мою визу; чтобы это сделать, требовалась официальная работа. Так как по первому образованию я педагог, у меня получилось устроиться в один из вузов в Харбине (город в Северо-Восточном Китае. — Прим. ред.) учителем русского языка. Туда же устроилась и моя девушка. Таким образом мы стали коллегами и проработали так два года.

Весной 2015-го года я узнал о программе «Глобальное образование» и об условиях получения гранта. Для меня «Глобальное образование» стало не только шансом получить новую специальность, но и возможностью вернуться в Россию.

— Расскажи про процесс поступления.

— Одним из условий получения гранта по программе «Глобальное образование» было самостоятельное поступление. Для иностранцев самым главным документом при поступлении является сертификат об уровне знания языка HSK. У меня он уже был. После подачи документов мне позвонили, предупредили, что учиться будет сложно, и сказали, что я принят. Как позже я узнал, в тот год на мой факультет подали заявления несколько иностранцев, но выбрали только меня. Меня выбрал один из ведущих профессоров на факультете, профессор Джанг.

— Как выглядит обучение?

— Моя программа рассчитана на три года. В зависимости от степени важности для конкретной специальности предметы делятся на категории: A, B, C и D. За каждый предмет дается определенное количество баллов. Всего за три года нужно набрать минимум 32 балла. Китайские студенты стараются набрать необходимое количество баллов уже в первый год, чтобы оставить себе больше свободного времени на проведение исследований и поиск работы. Экзаменов в конце семестра у учащихся в магистратуре нет. По каждой дисциплине необходимо написать доклад на выбранную тему.

Темп и содержание научных исследований во многом зависят от научного руководителя. Мой руководитель раз в две недели собирает всех своих студентов и проводит конференцию. Во время конференции мы отчитываемся о проделанной работе и обсуждаем дальнейший ход исследований.

Мне нравится то, что предметы можно выбирать, тем самым подстраивая расписание под себя. Обычно мой день состоит из посещения университетских занятий, занятий спортом и изучения языка. Все важные дела стараюсь сделать до восьми вечера, чтобы потом с чистой совестью посвятить оставшееся время себе.

— В чем основная разница, если сравнивать с Россией?

— В организации учебного процесса. Тут все зависит только от тебя. Ты сам выбираешь предметы, которые будешь посещать. Ты выбираешь, когда будешь посещать эти предметы. Здесь никто не будет за тобой бегать, никто не будет напоминать тебе о необходимости сдать ту или иную работу. В большинстве случаев всю необходимую для учебы информацию ты ищешь сам.

Также важно и отношение к деньгам. Во время моего обучения в Сямэньском университете я занимался греблей на драконьих лодках и плавал на байдарках. Во время подготовки к соревнованиям университет снабжал нас спортивным питанием. Также оплачивалось участие в соревнованиях, проживание, питание, транспортные расходы. В России все приходится оплачивать самому.

— Какое было самое запоминающееся задание за все время?

— Для написания выпускной работы мне необходимо было собрать статистику о китайских туристах в России. Два месяца я проводил анкетирование и интервьюирование, искал туристов в Москве, Владимире и Суздале. Во время проведения своих опросов лишний раз убедился в том, что живое общение с «предметом своего изучения» зачастую намного полезнее и информативнее любого учебника. А один семестр я посвятил волонтерской деятельности — вместе с другими иностранными студентами преподавал в одной из бедных школ для крестьянских детей.

— Кто твой самый любимый профессор?

— Самый любимый профессор — это мой научный руководитель учитель Джанг (章锦河). Это тот самый человек, который выбрал меня на вступительных. Он много лет изучает особенности туризма внутри Китая, автор многих научных работ и исследований, а также обладатель отличного чувства юмора. На мой взгляд, от других преподавателей его отличает то, что он готов услышать мнение студентов. В Китае авторитет преподавателя непоколебим. Учитель прав всегда, даже когда неправ, поэтому свободный диалог на равных между преподавателем и студентом маловероятен. Учитель Джанг (мы к нему так и обращаемся), напротив, любит собрать своих студентов за большим круглым столом и организовать дискуссию по какому-нибудь вопросу. Для своих студентов он скорее мудрый отец, чем суровый преподаватель. Учитель так и говорит: «Мы все большая семья».

— Какие бонусы дает статус студента? Где ты живешь?

— В Китае университет — это целый город со своей инфраструктурой. Статус студента позволяет быть полноправным жителем этого города. У Нанкинского университета два больших кампуса. Кампус, в котором я живу, помимо учебных корпусов и огромной библиотеки также располагает десятью столовыми, теннисными кортами, бассейном, своей обсерваторией, двумя стадионами и спорткомплексами. По территории даже ходят университетские автобусы. В общем, здесь есть все для полноценной жизни. Бывает даже, что я по два-три месяца нахожусь в кампусе, не выходя за периметр. Живу в общежитии для иностранных студентов. Обычно в комнату заселяют по два человека, но можно доплатить и жить одному.

— Каковы твои планы на будущее?

— На самом деле мы с женой много думали над этим вопросом и пришли вот к какому мнению: в Китае зарплаты выше, но Россия более удобна для семейной жизни. Также в России действительно много возможностей для развития, у нас во многих областях практически отсутствует конкуренция. Вернувшись в Россию, я планирую поработать по специальности, глубже разобраться в российских туристических реалиях, а потом кто знает — может, открою свое дело.