Для тех, кто хочет помочь науке, но не знает как, «Теории и практики» выбрали наиболее интересные исследования, в которых можно принять участие. Тестирование нового опросника гендерной идентичности, изучение эффективности рекламных роликов с помощью МРТ, поиск способов борьбы с фобиями и безлекарственное лечение депрессии — в этом сезоне молодые ученые ищут испытуемых для самых разных проектов.

Страхи и методы борьбы с ними

Цель эксперимента: Для эксперимента, посвященного методам борьбы со страхом, нужны люди со специфической комбинацией страхов и бесстрашия. Исследователи не расскажут о цели исследования заранее, чтобы испытуемые не смогли подстроиться под ожидания и гипотезы, на первом этапе все будет излагаться в общих чертах. Настоящая цель раскроется только после серии экспериментов.

Что нужно делать: Для начала — заполнить опросник. У большинства людей это займет не больше пяти минут, но, как полагают исследователи, тем, кто имеет именно те страхи, которые изучаются, может понадобиться минут 15. Затем подходящих испытуемых позовут в лабораторию ВШЭ на эксперимент — он займет около часа. Исследователи будут показывать картинки и измерять эмоциональный отклик с помощью несложных приборов и тестов. Позднее некоторые испытуемые смогут поучаствовать в более необычных экспериментах.

Бонус: Оплачивается («Не очень щедро, но на обед в «Макдоналдсе» хватит»). Те, кто подойдет по всем характеристикам, примерно с апреля смогут опробовать на себе транскраниальную магнитную стимуляцию и даже принять ради науки лекарственный препарат (конечно, разрешенный и безопасный для здоровья). Также участникам после эксперимента наконец расскажут, для чего все это нужно.

Требования: Комбинация определенных страхов — храбрых не берут.

Сроки набора: Неизвестны.

Контакты: Ася Казанцева (aakazantseva_1@edu.hse.ru, Facebook); Влад Муравьев (vmuravyev@hse.ru, Facebook)

Как работает долговременная память и как происходит забывание информации

Цель исследования: Принято думать, что долговременная память обширна, но при этом не очень точна. Но исследования последних лет показали, что репрезентация сложных объектов в долговременной памяти может быть удивительно точной, если убрать шум (то есть те случаи, в которых испытуемый просто угадывает, а не вспоминает). Цель этого исследования — узнать, что происходит, если признак реального объекта (например, цвет кресла или чашки) попросят вспомнить несколько раз в течение какого-то промежутка времени. Останутся ли эти воспоминания такими же (просто увеличится количество ошибок), или сами ошибки из первого припоминания тоже станут устойчивыми? Исследование поможет понять, как именно информация хранится в долговременной памяти и что влияет на ее забывание.

Что нужно делать: Пару раз встретиться с исследователем в лаборатории, чтобы пройти эксперимент. Нужно будет просмотреть 500 изображений объектов на компьютере, после чего дважды вспомнить, какого они были цвета.

Бонус: Тренировка внимания и проверка памяти, плюс рассказ о том, как это работает.

Требования: Нет.

Сроки набора: Начало исследования запланировано на конец января или начало февраля, когда закончится набор — пока неизвестно.

Контакты: Мария Серветник (VK)

Исследование гендерной идентичности с помощью нового расширенного опросника

Цель исследования: В обществе по умолчанию принята установка, что существует всего два гендера: либо мальчик, либо девочка. Но современные исследования расширяют понятие гендера и персонализируют — как в рамках дихотомии мальчик/девочка, так и за ее пределами. В этом исследовании адаптируется на русский язык недавно разработанный более инклюзивный опросник гендерной идентичности и проверяется ряд гипотез о связи гендера и различных характеристик личности.

Что нужно делать: Пройти онлайн-опросник, заполнение занимает в среднем 20 минут.

Бонус: Когда данные будут собраны, всем, кто оставил адрес электронной почты в специальном поле опросника, отправят индивидуальную обратную связь (в остальном полученные данные строго анонимны и будут использоваться только в обобщенном виде и в исследовательских целях).

Требования: Знать русский язык.

Сроки набора: До конца апреля — середины мая.

Контакты: Анастасия Егорова (avegorova.psy@gmail.com)

Исследование влияния рекламы на потребителей с помощью МРТ

Цель исследования: О целях исследования участникам расскажут после эксперимента. Он позволит лучше понять, как реклама воздействует на потребителей.

Что нужно делать: Оценивать идеи для рекламы прямо из томографа. Весь эксперимент занимает примерно три часа вместе с подготовкой: участников ждут три периода по 20 минут (с перерывами), во время которых надо будет оценивать картинки, а в конце — аналогичный тест вне сканера.

Бонус: Участие оплачивается (200 рублей за присутствие и по 200 рублей за каждый час, приведенный на эксперименте), плюс бесплатные структурные сканы мозга. Кроме того, испытуемым расскажут о работе томографа и избавят от интриги — пояснят цели эксперимента.

Требования: Нужны правши, носители русского языка, с хорошим зрением (либо в линзах). Противопоказания — металл в теле (кардиостимуляторы, металлические импланты, искусственные суставы), история психических заболеваний.

Сроки набора: До конца марта 2018 года.

Контакты: Мария Азанова (mazanova@nes.ru)

Эксперимент по обработке
эмоциональной информации

Цель эксперимента: Поведенческий эксперимент по обработке эмоциональной информации на факультете психологии Высшей школы экономики, точная цель не разглашается.

Что нужно делать: Сидеть перед компьютером, смотреть на картинки и заполнять опросники. Вся процедура займет от 30 минут до часа.

Бонус: «В награду за прохождение вам обещаны вкусняшки». И интересная беседа, конечно.

Требования: Носители русского языка.

Сроки набора: До нужного количества испытуемых.

Контакты: Абдул-Рахим Мохаммед (arm.raheem@gmail.com)

Разработка метода безлекарственной терапии депрессии в Новосибирске

Цель эксперимента: Исследовать, как бороться с депрессивными состояниями без таблеток. Участвовать в эксперименте примут только в случае выраженных признаков депрессии. Тем, кто хочет поучаствовать, но не уверен, что действительно имеет депрессивное расстройство, поможет разобраться психотерапевт — для этого нужно обратиться к авторам исследования за консультацией.

Что нужно делать: Три раза с интервалом в несколько месяцев прийти на обследование в Международный томографический центр. Обследование включает снимки в МРТ и электроэнцефалографию (это займет около двух с половиной часов). Также потребуется пройти несколько получасовых сессий по обретению навыков регуляции эмоционального состояния. Будут использоваться разные техники: фМРТ-биоуправление, LORETA-биоуправление, ЭЭГ-биоуправление или когнитивная терапия.

Бонус: Психологическая помощь и возможность научиться лучше контролировать эмоции.

Требования: Испытуемые с признаками депрессии, не принимающие антидепрессанты, в возрасте от 20 до 50 лет.

Сроки набора: Неизвестны.

Контакты: Натарова Кира Александровна, психотерапевт, преподаватель Международного института психологии, зав. отделением психотерапии клиники «Беркана» (VK)

Визуальное исследование
психического здоровья в городской среде

Цель эксперимента: Исследование посвящено проблемам психического здоровья в мегаполисе. Проект не совсем обычный: он находится на пересечении дизайна, урбанистики и психологии, а его основу составляют изображения и инфографика. Автор хочет понять, помогает ли современная городская среда в лечении психических расстройств и меняет ли отношение общества к ним — или все наоборот, и жизнь в городе только стимулирует проблемы с ментальным здоровьем?

Что нужно делать: Написать автору проекта о желании принять участие.

Бонус: Вклад в изменение восприятия психических заболеваний в обществе и участие в необычном междисциплинарном исследовании.

Требования: Автор проекта ждет две основные категории участников: тех, чья профессиональная деятельность близка теме (психологи, психотерапевты, нейробиологи, архитекторы, урбанисты), и тех, кто страдает от каких-либо психологических проблем (степень тяжести не имеет значения). Также исследовательнице может написать любой заинтересовавшийся проектом.

Сроки набора: Неизвестны.

Контакты: Наталья Широкова (Facebook)