Архитектор Мария Гельфанд на сайте soviettextures.com собирает уникальную коллекцию текстур сталинской, хрущевской и брежневской архитектуры: фотографирует стены, двери, окна разных советских эпох, структурирует и собирает их в каталоги. Она рассказала «Теориям и практикам», с чего начинался ее проект, как менялась архитектура массовой застройки, а также почему важно задокументировать детали города.

Мария Гельфанд
архитектор и основатель проекта http://soviettextures.com/
По профессии я архитектор, и мне казалось интересным узнать чуть больше о советском контексте, среди которого проектируются новые дома. Поначалу я просто фотографировала камень, кирпич и плитку в ближайшем брежневском районе, и уже в процессе у меня возникла идея сделать подборку текстур для фотошопа, которыми могли бы пользоваться архитекторы, дизайнеры или специалисты по 3D-графике. По аналогии с разными электронными библиотеками я заказала разработку сайта — цена вопроса оказалась всего 5000 рублей, плюс хостинг и доменное имя.
После я решила собрать материалы к запуску проекта и целый день провела в московском метро: с 8 утра до 8 вечера мне удалось сфотографировать почти все советские станции. Было здорово посмотреть на привычные вещи свежим взглядом, приглядеться к тому, мимо чего обычно пробегаешь, опустив глаза в пол. Это было где-то полтора года назад, и с тех пор раз в несколько месяцев я выбираюсь куда-нибудь в Москве или других городах, чтобы обновить контент. Иногда кто-то и сам присылает фотографии в коллекцию, это всегда очень приятно.
Раньше мне казалось, что советская среда с нами надолго, но теперь я понимаю, что она доживает последние десятилетия. Уже уходят хрущевские текстуры, потом уйдут и брежневки — даже если речь пока не идет о сносе, постепенная замена всех облицовочных материалов сделает их в
Сталинская эпоха
Сталинки — это такая советская античность, классика и частично модный в то время стиль ар-деко. Их можно перепутать разве что с дореволюционной застройкой. На стенах обычно штукатурка, декоративный бетон или кирпич необычных пропорций — ни до, ни после такого не было. Также в декоре таких домов много лепнины, а советская символика вплетается в античные каноны.

Хрущевская эпоха
В хрущевский период стали делать все ровно наоборот: отказались от массивных, тяжелых и парадных элементов, в которых задыхалась позднесталинская архитектура. Во многом это связано с постановлением Никиты Хрущева, в котором рекомендовалось отказаться от излишеств в архитектуре. Это сделало практически невозможным использование декора, а там, где он все-таки был, затрагивались две основные темы — космос и дружба народов. Во внешнем виде домов этой эпохи уже больше легкости, простоты, прозрачности и футуризма. В качестве материалов становится все больше стекла, металла и силикатного кирпича.

Брежневская эпоха
Брежневский период не так сильно отличается от предшественника, как хрущевский от сталинского. Поначалу архитекторы придерживались традиций, заложенных еще при Хрущеве, но со временем стали отступать от романтичного футуризма. В проектах стали обращать внимание на бытовой комфорт и красоту. В декоре снова появился натуральный камень и другие дорогие материалы, а основной темой стало прошлое — юбилейные и исторические надписи, мозаики, росписи.

Комментарии
Комментировать