Чтобы научиться снимать кино, нужно научиться смотреть кино, считает автор книги «Как снять кино за 39 шагов» Мэтт Трифт. На примерах известных (и не очень) фильмов он рассказывает, как писать сценарий, готовиться к съемкам, выстраивать композицию, искать актеров, работать с разными сценами и безжалостно монтировать. «Теории и практики» публикуют некоторые советы из его книги, а также три списка фильмов, которые сами по себе могут стать пособием для начинающего режиссера.

До мельчайших подробностей

«Как снять кино за 39 шагов». Издател...
«Как снять кино за 39 шагов». Издательство «МИФ»

Может быть, я скажу очевидное, и все же: нельзя недооценивать необходимость подготовки, когда дело доходит до воплощения киносценария в жизнь. Каждая деталь должна быть обдумана заранее. Скорее хватайте ручку и стопку бумаги. Продумайте сценарий строка за строкой, слог за слогом, такт за тактом.

В день съемки вам меньше всего захочется метаться в поисках реквизита, который вдруг оказался неотъемлемой частью эпизода. Плохая подготовка стоит времени, сил и денег. Скорее всего, во время съемки вы столкнетесь с проблемами, которые потребуют импровизации, и лучший способ справиться с ними — досконально знать каждую деталь предстоящей работы.

• Представьте, что ваш фильм—это блюдо, которое вы собираетесь приготовить. Напишите себе «список покупок» со всеми ингредиентами. Включите туда все: от места хранения костюмов до реквизита и грима. Сколько актеров занято в сцене? Что за реквизит они используют? В какое время суток происходят события в этом эпизоде?

• Подготовьте финансовую смету. Составьте календарно-постановочный план — расписание всех съемок, которые вам нужно выполнить, с указанием их длительности. Эти документы помогут вам проинформировать коллег об имеющихся требованиях и уменьшат, насколько возможно, возникновение проблем.

• Каждая сцена представляет серию проблем, которые нужно решить.

• Чем лучше вы все продумаете заранее, тем с меньшим количеством сложностей вам придется справляться в «тот самый день».

Раскадровки

Чтобы развить визуальное мышление при создании фильмов, вам понадобятся всего лишь ручка, бумага и ваше воображение.

Говорят, что Альфред Хичкок считал фильм завершенным (мало того, уже покрытым пылью) сразу же, как заканчивал его раскадровку. Cъемка фильма как таковая была делом техники. Это звучит как байка, но Хич действительно редко бросался к видоискателю на съемочной площадке. Он предпочитал организовывать съемки задолго до начала производства фильма. Удивительно видеть, как близка отснятая сцена к его первоначальному замыслу.

Раскадровка — абсолютно необходимый инструмент:

• Она заставляет вас подумать, где можно поместить камеру, чтобы сделать каждый запланированный кадр.

• Она показывает, как можно будет смонтировать эти кадры, чтобы переход внутри сцены был плавным.

• Это эффективный способ поделиться идеями с коллегами.

Фильм — это визуальная среда. Зачастую намного проще нарисовать то, что вы хотите показать, чем пытаться описать это словами.

Вам не нужно быть великим художником, чтобы изобразить на бумаге свои идеи. Многие раскадровки имеют форму простых, схематичных чертежей, которые показывают угол поворота камеры и границы кадра в самом общем виде.

Раскадровка — это сборник примитивных комиксов, которые передают сюжет вашего фильма в образах. Она дает возможность до выхода на съемочную площадку попробовать «поймать» эпизод, выбирая из разных его вариантов. Это способ экспериментировать и пробовать разные идеи. Вам не нужно сразу же становиться горячим его приверженцем, но знание основной визуальной структуры cцены позволит вам не терять времени, когда дело дойдет до съемок.

Крадите у лучших

«Я краду из каждого фильма, который когда-либо появлялся на свет. Если что-то в моей работе и есть, так это потому, что я взял одно отсюда, а другое — оттуда и смешал это.».

Квентин Тарантино

В офисе великого режиссера-эмигранта Билли Уайлдера висела табличка «А что сделал бы Любич?». Она служила для него источником вдохновения и постоянно напоминала о его кумире, блестящем режиссере ранней комедии Эрнсте Любиче.

Работая над раскадровкой, очень полезно обратиться к опыту других режиссеров и выяснить, как они ответили на вопросы, которые встают перед вами. Решите для себя, кто может служить для вас образцом, и черпайте вдохновение в его мастерстве.

Ищите вдохновение в самых неожиданных местах.

Количество способов снять и поставить любую сцену бесконечно. Нет единственно верного варианта. Не только ради ключевых сцен можно обращаться за помощью к своим кинокумирам. И не стоит смотреть кино лишь для того, чтобы воспроизвести их авторские приемы или отдать им должное.

Если вам предстоит снять сцену, которая выглядит как незамысловатый диалог между двумя персонажами, сидящими друг напротив друга за столом, найдите столько примеров похожих эпизодов, сколько сможете. Ищите то, в чем они схожи. Ищите то, чем они отличаются. […]

Совет кинорежиссера:

Спросите себя: эта сцена снята через плечо каждого из действующих лиц и разделена на две части? Когда сменяются кадры? На каком участнике фокусируется камера — на говорящем или слушающем? Помещается ли вся сцена в один кадр?

Кадр из фильма «Головокружение»

Кадр из фильма «Головокружение»

Список к просмотру No1. Великие

Наше руководство по обязательному внимательному исследовательскому просмотру.

1. «Головокружение»

Альфред Хичкок, 1958

В фильме ярко выражены одержимость режиссера деталями и гибельная сила красоты на экране: триллер, снятый в Сан-Франциско, показывает историю болезненной страсти героя Джеймса Стюарта к героине Ким Новак.

2. «Гражданин Кейн»

Орсон Уэллс, 1941

Этот фильм, ставший звездным дебютом режиссера, повествует о медиамагнате, погубленном амбициями, и показывает искусную работу молодого мастера, в каждой захватывающей сцене изобретающего новые хитрости. Уникальная форма идеально служит содержанию.

3. «Человек с киноаппаратом»

Дзига Вертов, 1929

Этот выразительный экспериментальный документальный фильм демонстрирует повседневную жизнь в разных советских городах и служит отличным примером того, что фильмы не должны рассказывать обычные истории.

4. «2001 год: Космическая Одиссея»

Стэнли Кубрик, 1968

Плоды новаторства и скрупулезное внимание к деталям проявляются в каждом кадре поразительного космического творения Кубрика о межгалактических исследователях, которые отправляются к самому пределу человеческого существования.

5. «Правила игры»

Жан Ренуар, 1939

Сатира Ренуара, разворачивающаяся в шикарном загородном поместье, показывает, как работать с большим коллективом актеров. Жизни сплетаются и складываются в широкую, язвительную картину периода застоя во Франции 1930-х годов.

Финансовая смета

«Все, что мне нужно, чтобы снять комедию, — это парк, полицейский и хорошенькая девушка».

Чарли Чаплин

Едва ли можно обойти тот факт, что съемка фильма стоит денег, но их количество может сильно разниться от проекта к проекту. Подготовив постановочный сценарий, вы сможете определить бюджет фильма. Необходимо продумать стоимость каждой составляющей кинопроизводства.

Мобилизуйте своих друзей и родственников, чтобы заполнить вакансии актеров и сотрудников съемочной группы. Участие в создании фильма само по себе может быть достаточным гонораром. Если вы собираетесь оплатить работу одного из участников, будь то актер или кинооператор, то должны составить бюджет, согласно которому плату получат и все остальные. Услуги каждого человека для вашего фильма одинаково ценны. Равенство — ключевой принцип.

Вы можете договориться о съемках в баре или ресторане в часы, когда они закрыты для посетителей: хозяева заведений будут сговорчивее, если вы пообещаете разместить в фильме скрытую рекламу их бизнеса. Однако чтобы выжить, вашим актерам и рабочей группе нужно нечто большее. Кормите свою команду в течение дня. Все что угодно можно получить бесплатно и cэкономить на этом, но расходы на питание остаются делом первостепенной важности.

При производстве фильмов с очень скромным бюджетом шансы сколько-нибудь восполнить затраты сомнительны, поэтому необходимо снизить расходы. Но не исключайте возможность краудфандинга в интернете или среди друзей и родственников, чтобы покрыть первоочередные траты. Предложите маленькое вознаграждение: может быть, приглашение на показ или копию готового фильма в подарок.

Совет кинорежиссера:

При подробном планировании на этапе сценария — и при уже набранной команде — расходы могут быть сведены почти к нулю. Используйте то, что вам доступно. Если там, где вы задумали съемки, нельзя снимать бесплатно, перепишите сцену для какого-нибудь места, где это возможно.

Смиритесь с ограничениями

«Враг искусства — это отсутствие ограничений».

Орсон Уэллс

Как бы мило вы ни просили, очень маловероятно, что NASA разрешит запустить ракету в качестве впечатляющей декорации к душераздирающему прощанию ваших героев. И все же необходимость пересмотреть описание сцен совсем не должна приводить к постоянным компромиссам. Поразмыслите над тем, что именно создает эмоциональный накал в кульминации, и подумайте об альтернативных способах достижения этого результата. Такие приемы адаптации сценария, как упрощение, упорядочение и прояснение идеи, могут радикально изменить первоначальный замысел. Однако после тщательного обдумывания они могут привести к открытию в той или иной сцене, персонаже или к осознанию новых смысловых глубин, которые вы прежде не замечали.

Когда режиссер Джон Кассаветис захотел снимать эпизоды своего дебютного полнометражного фильма «Тени» (1959) в нью-йоркском Музее современного искусства, ему не разрешили съемки, так как он не сможет получить разрешение на показ картин на экране. Тогда он переписал сцену так, что съемки стали происходить снаружи музея, в городском саду скульптур. Результатом этого стала одна из лучших сцен фильма, не в последнюю очередь благодаря тематической связи между скульптурными фигурами в масках и масками, которые образно надеты на самих героев.

Даже признанные мэтры не отказываются оставить место для импровизации в последнюю минуту, чтобы добиться желаемого эффекта. Когда у Стивена Спилберга не осталось денег после завершения съемок «Челюстей», а в одной из сцен определенно чего-то не хватало, он решил ее переснять в бассейне друга, добавив в воду молоко для нужного эффекта, и выпустил туда Ричарда Дрейфуса с аквалангом. Идея появления оторванной головы рыбака в этой сцене не входила в первоначальный сценарий, но стала одним из самых страшных моментов в фильме «Челюсти». […]

Кадр из фильма «Дни жатвы»

Кадр из фильма «Дни жатвы»

Список к просмотру No2. Соавторы

Отдадим должное основным фигурам в деле создания великих кинофильмов.

1. Кинооператор: «Дни жатвы»

Терренс Малик, 1978

Эта трагическая киносказка о сборщиках урожая в Техасском выступе стала великой благодаря экстраординарной, совершенно радикальной кинематографии — работе Нестора Альмендроса и Хаскелла Векслера. Посмотрите фильм и узнайте, как снимать ночью.

2. Художник-постановщик: «Семейка Тененбаум»

Уэс Андерсон, 2001

Дэвид Васко — художник-постановщик, претворивший в жизнь разноцветные сны Уэса Андерсона в его возвышенной саге о смерти и постепенном возрождении семьи чокнутых гениев.

3. Исполнительный продюсер: «Криминальное чтиво»

Квентин Тарантино, 1994

Примером одних из самых крепких партнерских отношений в Голливуде было творческое сотрудничество режиссера Квентина Тарантино и исполнительного продюсера Харви Вайнштейна. Уважаемый и грозный титан киноиндустрии, Вайнштейн выступает в роли защитника видения художника и иногда меняет его.

4. Инженер звукозаписи: «Свадьба»

Роберт Олтмен, 1978

Эта «ансамблевая» комедия (то есть комедия, где нет главных героев, все персонажи одинаково важны) — головокружительный технический подвиг, возможный благодаря фирменной манере Олтмена одновременно записывать речь множества актеров для создания великолепной многослойной какофонии голосов.

5. Гример и костюмер: «Доктор Джекил и мистер Хайд»

Рубен Мамулян, 1931

В этом триллере бывшего театрального режиссера Мамуляна крайне эффективно используется грим, с помощью которого режиссер и его команда превращают главного героя Фредрика Марча из добродушного викторианского доктора в порочного бродягу.

Места съемок

«Выбор места съемки — неотъемлемая составляющая фильма: в сущности, еще одно действующее лицо».

Ридли Скотт

Места и пространства, запечатленные в фильме, могут многое поведать о мире. Бывает, что единственный кадр, показывающий жилище персонажей, больше говорит о том, кто они есть, чем целые страницы диалогов.

Способ съемки пространства может быть столь же важным, как и выбор самого пространства. Как действующие лица взаимодействуют с окружающей средой и обитают в ней? Где они работают, спят, едят, пьют?

За исключением миллионеров, мало кто может позволить себе такую роскошь, как декорации, выполненные на заказ, поэтому работайте с тем, что доступно. Подумайте о бесплатных средствах, имеющихся в вашем распоряжении. Как на место влияют ночь и день? Как погода меняет настроение сцены? Каким образом людные улицы и замкнутые пространства свидетельствуют о внутреннем состоянии персонажа?

Британский кинорежиссер Майк Ли снял много фильмов на улицах Лондона. Однако город, изображенный в фильме «Обнаженные» (1993), не имеет ничего общего с тем, что показан в «Беззаботной» (2008).

В последней ленте солнечные дни и яркие краски отвечают неиссякаемому оптимизму главной героини; а первая картина запечатлела полный невидимых опасностей ночной мир как метафору мрачных раздумий чужака и одиночки. […]

Оборудование

«Возьмите в руки камеру. Снимите что-нибудь. Не важно, что мало. Все равно, насколько плохо. Пусть звездные роли в фильме сыграли ваши друзья или сестра. Поставьте над этим свое имя как режиссера. Все, что вам нужно сделать после этого, — это договориться о бюджете и гонораре».

Джеймс Кэмерон

Технологии, необходимые для создания фильма, сейчас доступны каждому. Смартфон предлагает высококачественную запись видео и при этом отлично умещается в кармане.

Фильм «Мандарин» Шона Бейкера (2015) о паре проституток-трансгендеров, странствующих по улицам Лос-Анджелеса, был полностью снят на айфон. «Дорога в никуда» (2010) режиссера Монте Хеллмана снята на камеру Canon 5D. Метамюзикл Ларса фон Триера «Танцующая в темноте» еще в тот далекий 2000 год был снят на камеру Sony DV потребительского класса. Если вы хотите снимать на видеокамеру, поинтересуйтесь, может быть, она есть у вашего друга. Будьте с ним любезны.

Блеск профессионализма больше не подразумевает значительных финансовых затрат на оборудование. Дополнительные приспособления, необходимые для фиксации камеры или ее передвижения, можно купить онлайн за доступные деньги. И вам необязательно прокладывать рельсы, чтобы камеру можно было подкатить к объекту (сделать наезд камеры, говоря техническим языком): отлично сработает штатив, закрепленный на детском самокате или тележке из магазина.

Потратьте деньги на приличный микрофон и записывайте звук отдельно от изображения. Микрофоны на смартфонах и профессиональных цифровых камерах обычно уступают настоящему внешнему микрофону.

Примите тот факт, что ваш фильм будет не похож на широкоформатный голливудский блокбастер с бюджетом в полторы сотни миллионов долларов, снятый на 70-миллиметровую пленку. Но не думайте о технических параметрах своей камеры как об ограничениях возможностей. […]

Кадр из фильма «Тени»

Кадр из фильма «Тени»

Список к просмотру No3. Новаторы

Настоящие радикалы кинематографа добиваются отличных результатов скромными средствами.

1. «Тени»

Джон Кассаветис, 1959

Быть может, лучший пример создания фильма «на бегу», по принципу «сделай сам». Лирическая картина Кассаветиса показывает любовную жизнь джазовых музыкантов, используя импровизацию и интуицию, присущие джазовой форме.

2. «Милая Фрэнсис»

Ной Баумбах, 2012

Энергичный, целеустремленный дух великих кинорежиссеров-новаторов жив в комедии Ноя Баумбаха и Греты Гервиг о городской девчонке двадцати с чем-то лет, увязшей в финансовых неурядицах.

3. «Зловещие мертвецы»

Сэм Рэйми, 1981

Создатели этого необычного классического фильма ужасов домашнего производства добывали ведро бутафорской крови в мясной лавке и крепили камеру впереди мотоцикла, изображая мстительного лесного духа.

4. «Детонатор»

Шейн Каррут, 2004

Никто не говорил, что путешествия во времени должны быть простыми, но в малобюджетной головоломке Шейна Каррута режиссер разгадывает тайны пространственно-временного континуума с помощью двух парней, гаража и большого металлического ящика.

5. «Преследование»

Кристофер Нолан, 1998

Прежде чем деньги перестали быть проблемой для режиссера «Темного рыцаря» и «Интерстеллара», он снял эту лондонскую историю о подглядывании при содействии компании друзей, с 16-миллиметровой камерой и доступным светом, снимая лишь в свободное время по вечерам и в выходные.

Систематизация

Отсняв весь материал, вы боретесь с искушением перейти прямо к монтажу. Но вначале потратьте некоторое время на систематизацию материала. Это действительно того стоит.

Самое главное: сохраняйте все и делайте резервные копии. Затем проверьте, что все тщательно сохранено и продублировано. Теперь настало время превратить эти сотни кадров и дублей в подлинное кино.

Прежде чем загрузить часы видеозаписи в программу для монтажа, которую вы планируете использовать, заведите набор папок, чтобы дать отснятому название и классифицировать материал. Знание месторасположения всех кадров и перебивок очень поможет в процессе монтажа. Вернитесь к режиссерскому сценарию и создайте папку для всех сцен. В каждую папку поместите соответствующие видео- и аудиоклипы, указывая в названии тип и номер кадра (например, «Мастер 01»).

Если звук был записан отдельно от видео, он должен сопровождаться соответствующими изображениями. Это займет много времени, но общий монтаж станет значительно менее болезненным. Кроме того, это поможет отбирать лучшие дубли; нет ничего хуже, чем искать великолепный кадр и, найдя, обнаружить, что саундтрек сделал его непригодным. Этот процесс может быть утомительным, но тщательная организация отснятого материала в конечном счете убережет вас от головной боли. К тому же хранение всех кадров в одном месте обеспечивает легкий доступ к ним и порядок в монтажной.

Совет кинорежиссера:

Ничего не выбрасывайте. Никогда не знаешь наперед, что захочешь вытащить из какого-нибудь дубля, даже если там есть очевидные ошибки. Пусть актер налетел на стол — это не значит, что такой момент, уникальный именно для этого кадра, нельзя использовать.

Отбор материала

Будьте безжалостны. Старайтесь думать о проекте фильма как о живом дышащем существе, благополучие которого требует вашего самообладания. Убедитесь, что весь снятый материал служит общему замыслу фильма.

Работая над каждой сценой, записывайте, какие различные элементы стоит сюда включить. Каковы преимущества и недостатки каждого кадра? В котором из них игра актеров лучше?

Не думайте, что каждый дубль должен быть использован полностью. Величайший секрет волшебства монтажа — это возможность извлекать лучшие элементы из разных источников и сшивать их вместе, чтобы получилось что-то новое, особенное.

Если в конкретно взятом кадре звук хорош, но визуальный ряд не на должной высоте, подумайте о том, в каком из дублей лучше использовать этот саундтрек. Например, монтируя кадры с крупным планом, вы можете взять речь актеров из других дублей. Иногда бывает так, что по техническим причинам или из-за своего содержания целые эпизоды полностью непригодны.

Питер Джексон, как известно, выпустил расширенные версии каждого фильма своей трилогии «Властелин колец» спустя год после первого выхода кино в свет. Со сценами, которые были исключены из первоначальных версий кинокартин, на техническом уровне все было в порядке; они просто замедляли темп фильма.

Непримиримые споры во время монтажа фильма «Изгоняющий дьявола» (1973) Уильяма Фридкина привели к тому, что режиссер и сценарист, Уильям Питер Блэтти, не разговаривали целую вечность. Сцена, вокруг которой разгорелся спор, сосредоточена на дискуссии между двумя священниками, представляющей зрителю ключевые темы фильма. Блэтти хотел, чтобы эти темы были обозначены открытым текстом, Фридкин выступал за неопределенность и предлагал исключить сцену. Лишь в 2000 году он все же вернул ее в знак почтения к автору сценария.

Иногда тяжело сохранить непредвзятый взгляд на отснятое, когда вы целыми днями смотрите один и тот же материал. Если сомневаетесь, посоветуйтесь с кем-нибудь еще. Покажите коллегам или друзьям разные варианты эпизода, чтобы услышать их откровенное мнение о том, что следует оставить, а что убрать. Маленькая надежная аудитория может быть ценна даже на этом этапе работы.

Совет кинорежиссера:

Битва за то, чтобы использовать конкретный отснятый кадр, сейчас ничего не значит. Все, что имеет значение, — это годится ли кадр для сцены или нет. Если нет, выбросьте его. Будьте безжалостны.